💥 По четвергам я знакомлю с книгами, которые в той или иной мере рассматривают семейные сценарии и сценарии жизни вообще…
Сегодня хочу обратить внимание на собственную методичку – «Принципы работы над орфографическими и пунктуационными ошибками» (Пенза: Пензенский ИПКиПРО, 1998). Выложена на сайте: http://puzyrev-a-v.ru/
Это была многоцелевая работа.
Конечно, она полезна учителям русского языка (настоящим и будущим).
Полезна тем, что – при следовании сформулированным принципам – позволяет избегать повторения одних и тех же ошибок в диктантах и сочинениях.
Но есть в ней ещё и собственно психологический момент. Цитирую:
«1. Принцип признания пользы ошибки.
Ошибки органично входят в наше речевое поведение. Благодаря этим отклонениям – при осознавании факта самих отклонений – человеку открывается возможность лучше осознать соответствующие языковые нормы» [С. 3].
Законы жизни и языка изоморфны, принципиально сходны.
Поэтому основные принципы работы над ошибками в письменной речи и основные принципы работы над «ошибками по жизни» (куда входят болезни, неприятности, разрушительные процессы в семье и т.д.) принципиально сходны.
Эффективная психологическая помощь строится по тем же принципам, что и используемая нами система работы с орфографическими и пунктуационными ошибками: она базируется на 1) признании пользы происходящего, 2) деятельностном характере трансформации, 3) соблюдении единой схемы этой трансформации.
Её принципиальная схема:
1) человека перестаёт устраивать та ситуация, которая вокруг него сложилась (ср.: учащегося перестаёт устраивать, что в подобных контекстах он допускает ошибку);
2) человек осознаёт психологические корни деструктивных процессов и тем самым признаёт, что он сам, его ментальные установки являются причиной того, что с ним произошло (ср.: ученик формулирует конкретную орфограмму или пунктограмму);
3) признав, что самому ему не справиться с той ситуацией, в которой он оказался, человек обращается за помощью к специалисту, осознавая и обеспечивая закон резонанса, т.е. высокую энергоёмкость психологической трансформации (ср.: учащийся обращается к учебникам и отрабатывает ошибку «стереоскопически», что требует от него очень много энергии);
4) человек осознаёт тот личностно-ориентированный смысл, который заключается в сложившейся вокруг него ситуации (со здоровьем, самоактуализацией, положением в социуме и т.д.), и включается в восходящий поток изменения собственной судьбы (ср.: ученик исключает возможность повторения им отработанной ошибки).
Принципиальное сходство сформулированных мною принципов проявляется в том, что после их применения допущенные ранее ошибки – и в письменных работах, и в жизни – больше не повторяются.
У вас заболели зубы? – Найдите психологические ресурсы этой боли – и она, зубная боль, пройдётJ
Расстроилась семейная жизнь? – Найдите свои скрытые психологические ресурсы, и она, семейная жизнь, наладится.
Моя работа как семейного психолога и заключается в том, чтобы помочь клиенту (или клиентке) увидеть те правила семейной жизни, которые в конкретном случае нарушены, и наладить семейные взаимоотношения в соответствии с этими правилами…
Как в работе над ошибками в диктанте, так и в семейной жизни – полный параллелизм!
Согласны?