Когда нашему ребенку исполнилось семь лет, то он, как и большинство детей этого возраста, пошел в очную школу.
Процесс выбора школы был долгим, волнительным и трудозатратным. Были перелопачены горы информации о существующих формах образования, близлежащих государственных и частных школах, опрошены все близкие и дальние знакомые, имеющие детей околошкольного возраста или какое-либо отношение к школьному образованию, и даже лично посещены некоторые из образовательных организаций района.
В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы о доступных образовательных возможностях.
Все школы можно разделить на две большие категории: частные и государственные. У каждой из этих категорий есть свои достоинства и недостатки.
К достоинствам государственных школ (здесь подразумеваются обычные школы "около дома", в которые набирают по месту жительства, а не за особые заслуги детей и родителей) можно отнести следующие качества:
1. постоянство (государственные школы не имеют привычки внезапно исчезать, не продлять с учениками договор на следующий год, переезжать с места на место по нескольку раз за год и даже если школа вдруг закроется на реконструкцию, то все ученики из нее будут в установленном порядке переведены в другое учреждение, которое располагается опять же в непосредственной близости от дома),
2. дешевизна (обучение в государственной школе при желании и стальных нервах родителей может быть полностью бесплатным: учебники школа должна выдать, сбор денег на ремонт класса, подарки учителям, дополнительные учебные материалы и прочие активности родительского кабинета незаконен, а в некоторых случаях даже приносить родителям некоторые финансовые бонусы в виде бесплатной еды для детей в течение дня),
3. гарантированное получение аттестата в конце обучения (по действующему законодательству выгнать ученика из школы практически невозможно, поэтому школу все зачисленные в первый класс закончат, вопрос только в том, с какими оценками).
Собственно, на этом преимущества государственной школы и заканчиваются.
Недостатков у данных образовательных организаций гораздо больше:
1. большое количество учеников в класса (в нашем регионе больше 30), естественно, что при таком количестве обучающихся индивидуальное внимание учителя к ученикам отсутствует как таковое и успешно осваивать весь материал на уроках могут только самые внимательные и усидчивые ученики, а остальные должны добирать недостающие знания дома самостоятельно или с родителями (ну, или с репетиторами),
2. плохие бытовые условия (все помнят, какие в старых зданиях школ туалеты, а про индивидуальные шкафчики, в которых можно оставлять, уходя домой, ненужные учебники, сменку, спортивный костюм и другие вещи в большинстве школ даже и не слышали),
3. не очень вкусная и полезная еда (многие дети и учителя еду из школьной столовой на дух не переносят),
4. случайный набор одноклассников (в школе по району могут встречаться дети очень разных родителей как по уровню культуры, так и по уровню материального обеспечения, что сказывается на обстановке в классе и отношениях между учениками),
5. отсутствие возможности выбора учителя (если в школе один учитель математики, то даже то, что он не устраивает большинство учеников и родителей, не поможет уволить его и найти нового),
6. отношение учителей к ученикам по принципу "я всегда прав" (хотя существует множество ситуаций, когда и учитель может быть не прав, и знания ребенка о предмете могут быть более точными, чем знания учителя),
7. сопротивление новым образовательным методикам.
К достоинствам частных школ можно отнести:
1. маленькие классы (размер класса зависит от стоимости обучения, чем больше оплата, тем меньше класс),
2. отличные бытовые условия (личные шкафчики, хорошо оборудованные туалеты и душевые),
3. вкусная еда (дети за завтраками, обедами и ужинами съедают все и еще просят добавки),
4. интересная образовательная программа (большинство частных школ предлагают хорошие кружки и дополнительные занятия),
5. современные методики обучения,
6.возможность замены учителя (не во всех случаях),
7. учителя стараются не конфликтовать с учениками и родителями (ученики = деньги).
Но и у них хватает недостатков:
1. дороговизна (ценник на обучение в частных школах начинается от 30000 рублей в месяц и практически не имеет верхнего предела),
2. отсутствие гарантии продолжения обучения (школа может внезапно закрыться, переехать или передумать продлять договор с конкретным учеником без объяснения причин),
3. отсутствие гарантии получения аттестата (так как частная школа не обязана заключать договор на следующий год с уже обучающимися у них учениками, то при малейших подозрениях на то, что ученик провалит ЕГЭ или ОГЭ школа может избавиться от этого ученика перед выпускным классом).
Взвесив все достоинства и недостатки государственных и частных школ, мы выбрали небольшую частную школу, и, вручив ребенку букет, отправили его на линейку 1 сентября.
Ребенку школа понравилась (а что бы ей не нравится, если кормят вкусно, сильно не напрягают). Родителям сначала тоже (ребенок доволен, оценки вроде хорошие).
Так бы все и продолжалось, но перед новым годом ребенок заболел и, чтобы не срывать аттестацию за вторую четверть, контрольные были высланы родителям, чтобы те дали их решить ребенку, а потом сфотографировали и прислали на проверку.
Родители оказались ответственными, поэтому контрольные выдали, время засекли, списывать запретили, а потом, на всякий случай, еще и сами эти контрольные проверили (Слава Богу, на уровне первого класса любой родитель еще в состоянии проверить контрольные по всем предметам). И вот тут-то и выяснилось много интересных подробностей:
1. по математике ребенок ехал на дошкольных знаниях все полгода (в плане счета и решения разнообразных задач он еще до школы знал программу первых двух классов), а новых знаний так и не получил (правильно оформлять задачи в тетради к новому году он не умел),
2. по русскому языку ребенок отлично усвоил правила (благодаря замечательной памяти), а вот буквы писал в неправильном порядке, то есть в результате начертание буквы было правильным, а вот вел ручку он не в ту сторону в большинстве случаев (например, снизу вверх там, где надо было сверху вниз),
3. скорость чтения соответствовала пятерке, но по сравнению с 1 сентября она не выросла ни на слово в минуту.
Естественно, первой мыслью родителей было, что причиной плохой скорости освоения материала являются способности ребенка к обучению, поэтому они на каникулах взялись подтянуть его по тем предметам, по которым явно их знания не уступали знаниям учителей, и к концу каникул ребенок прошел практически всю программу по математике за год (с правильным оформлением), а скорость чтения возросла в полтора раза.
После этого вопрос о смене образовательной формы стал очень актуальным, но нужно еще было выслушать мнение ребенка (и проконсультироваться с психологом, не нанесет ли смена формы образования вреда ребенку).
Длительные беседы с ребенком позволили обнаружить еще много подводных камней в образовании в частной школе, где учитель старается выслужиться и перед начальством, и перед родителями, а индивидуального подхода к ученику, целью которого является именно получение учеником знаний, учителя нет. Да и сам ребенок сказал, что учиться с папой и мамой намного проще и интереснее.
А психолог дал очень хороший совет для принятия окончательного решения по выбору формы образования. Он посоветовал выписать на бумажке максимально конкретно, каких именно результатов обучения в школе родители хотят достигнуть (например, выучить счет до 1000, завести двух друзей, научиться самостоятельно собирать портфель и т.д.) в ближайшее время, а затем оценить степень их достижения при текущей форме образования.
В нашем списке почти все цели оказались недостигнутыми.
Подробное описание причин покидания школы в следующей статье.
В связи с этим в первый же день после каникул мы приехали в школу и подали заявление об отчислении.
Идти в государственную школу не было особого смысла, так как там индивидуального подхода не предусмотрено, поэтому мы начали рассматривать, какая из альтернативных форм обучения (#семейное обучение ) подойдет нашему ребенку.
О выбранной форме обучения (#заочное обучение ) и способах её получения будет написано в следующих статьях на канале.