Вступительное предисловие
Сегодня я выставляю свою работу, которая посвящается развитию местного самоуправления на территории Черемховского района, Иркутской области.
Подлинная демократия возможно только при личной ответственности каждого гражданина страны за всё, что происходит в его стране, и в первую очередь на малой Родине. Поэтому статья 12 Конституции РФ такие возможности для реализации инициатив зрелых граждан такую возможность даёт. Эта статья посвящается местному самоуправлению и выводит его из системы органов государственной власти.
Был такой этап в развитии местного самоуправления, когда решение о том, кто будет главой местного поселения решал мэр района. Моя статья – это моё предложение мэру района, как сделать так, чтобы население территории активно приняло участие в подборе кандидатуры на должность главы поселения.
Современная Россия испытывает колоссальный дефицит людей, способных взять на себя ответственность за будущее своей страны. Все эти годы я внимательно наблюдаю за многими видными политическими деятелями современной России, как российского уровня, так и регионального. Сравнивая их выступления с конкретными делами, вижу, что единицы из них соответствуют духовным и нравственным стандартам. В делах и словах остальных без особого труда вижу личную корысть, для которой они и пришли в политику.
Надежда умирает последней… Как специалист по обществу, не могу пройти и мимо неочевидных вариантов, по которым, на первый взгляд, кажется, и не стоит работать. Необычайная ситуация, которая сложилась сегодня в России может повлиять на часть людей, которые волею судьбы оказались в структурах власти и способны осознать, что им выпала особая миссия – быть первыми, кто реально начинает участвовать в становлении и развитии демократических ценностей в России, где отсутствует гражданское общество.
Поводом к написанию данной статьи стала тенденция, которая проявляется в последние годы в России – это сворачивание местного самоуправления. Несколько лет назад все главы местных администраций избирались населением. Так, в Черемховском районе после реформирования местных поселковых и сельских советов на должности глав местных администраций было избрано 18 человек (столько территориальных образований в районе). Прошло несколько лет, и российская политическая элита во всех неудачах первых лет российских реформ обвинила низовую структуру власти – органы местного самоуправления. Обвинение не блистало особой оригинальностью: пришли во власть некомпетентные люди, избиратели не способны отличить человека дела от демагога, территории не обладают экономической самостоятельностью и т.д. Тихо, без особого шума и протеста со стороны населения, была принята новая схема устройства власти в России, по которой население района выбирает главу района, а потом он сам подбирает людей на должность главы местной администрации и заключает на год с ними контракт.
После подобного реформирования дела идут еще хуже. Выходит, что части чное свертывание демократии ради призрачных надежд на авторитаризм власти не увенчалось успехом. Поговаривают, что готовится новая концепция местного самоуправления, по которой главы местной администрации вновь будут избираться населением.
Пока новая концепция не принята, главы районных администраций могли бы сами, (это в их компетенции), предоставить населению своих территорий возможность активного участия в подборе кандидатур на место главы местной администрации. Это может выглядеть следующим образом. Глава администрации района издает распоряжение, в котором прописывает участие населения в подборе об кандидатов на должность главы местной администрации, с одним из которых он подпишет контракт. Варианты могут быть различные. Лично я бы порекомендовал следующий сценарий.
Участие населения в подборе устраивающей их кандидатуры не является обязательной. Процедура выдвижения кандидатов может состояться только в том случае, если образуется инициативная группа граждан, которая получает согласие от того, кого они хотели бы видеть главой местной администрации. От инициативной группы избирателей и от кандидата на должность главы поступает на имя главы районной администрации заявление, уведомляющее об участии в мероприятии по предоставлении своей кандидатуры на конкурс, в ходе которого глава районной администрации сделает свой выбор. В случае если на какой-то территории проводится конкурс, то действующий глава администрации, если у него есть желание и дальше работать в прежней должности, участвует на общих основаниях в конкурсе.
До проведения конкурса инициативные группы и кандидаты активно ведут свою избирательную компанию, в ходе которой на специальном листе собирают голоса в свою поддержку (можно воспользоваться подписным листом, который в последние годы используется при сборе подписей кандидатами).
Сам конкурс проходит в большой аудитории, присутствовать могут все желающие. По предварительно проведенной жеребьевке выступает кандидат на пост главы местной администрации, выступает представитель инициативной группы. Затем следуют вопросы из зала, от главы районной администрации. И если останется время (регламент полного представления кандидата необходимо предварительно обсудить), то могут выступить члены группы поддержки. Когда все кандидаты выступят, они сдают свои материалы, собранные в специальную папку главе районной администрации. В папке могут находиться материалы, которые сочтет нужным представить кандидат. Обязательно должны быть автобиография, программа и список собранных голосов (каждый житель села может поставить свою подпись в поддержку только одного кандидата).
Глава районной администрации свой выбор на конкурсе не делает. В течение недели он определяется с выбором. После того, как выбор будет сделан, информация об этом должна быть помещена на информационных стендах территории, где прошел конкурс, и опубликована в местных средствах массовой информации.
Что дает мое предложение:
1.Активизируется общественная жизнь на территории, на которой проводится конкурс.
2. Будет проведен силами общественности достаточно глубокий анализ проблем территории и предложены конкретные рекомендации по их решению.
3.Назначенный глава местной администрации будет чувствовать свою персональную ответственность не только перед главой районной администрации, но и перед теми сельчанами, которые его поддержали.
4. Гражданин села, принявший активное участие в избирательной компании, будет чувствовать повышенную ответственность за свой выбор.
5. Глава районной администрации получит более полную информацию о кадровом потенциале территории и сможет сделать верный выбор.
6. Глава районной администрации, осуществляя свой выбор, будет более ответственен, ибо понимает, что часть населения, кандидат от которых не прошел, будут внимательно отслеживать работу вновь утвержденного главы местной администрации.
7. Проведение конкурсов кандидатов на пост главы местной администрации, несомненно, будет способствовать развитию демократии на данной территории и повысит авторитет главы районной администрации, что благоприятно повлияет на его будущие избирательные компании.
Предложение о конкурсе - лишь один из вариантов. Можно проводить и по другим сценариям. Я глубоко убежден, что настоящие реформы начинаются в народных массах, дайте им шанс самим решать свои проблемы. Если этого не сделать сейчас, то в дальнейшем уже будет поздно.
Чернышев А.К. Заслуженный учитель РФ с. Зерновое. 5 января 2003 г.