Когда я начинал вести бизнес в общепите я был замотивирован примером компании Google. Как известно, для штатных сотрудников у них созданы просто великолепные условия труда. Это мотивирует их продуктивно работать и не увольняться без веских причин. Я хотел, чтобы у нас было также. До этого, опыта работы на производстве у меня не было. И это была лишь одна из трех ошибок, которые я совершил.
О штрафах
Персонал небольшой точки общественного питания: повара, посудницы, кассир и уборщица. Моя идея состояла в том, чтобы обеспечить им настолько хорошие условия труда, чтобы они работали с максимальной самоотдачей.
Оформил сотрудникам добровольное медицинское страхование, что в регионах бывает далеко не всегда, разработал систему поощрения персонала, наконец, отменил штрафы. Наверно, моя точка была единственной, где никто никого не штрафовал.
Все действительно работали в хорошем настроении. Это важно для общепита, тут я не прогадал. Но принципиально мы от конкурентов не отличились – разгильдяйство было и у нас. Отношение к работе улучшилось, но ответственность ослабла. Пошли недостачи, лишние списания продуктов и внеплановые поломки оборудования.
Мне страшно подумать о том, сколько прибыли мы недополучили. Сейчас мой ответ однозначен – надо штрафовать! В компании должен быть и кнут, и пряник, только так все будут работать эффективно. Людей, которые способны оценить ваше хорошее отношение, всего 10-15%. Как правило, это самые умные люди любого коллектива. Остальные отнесутся к доброте, как к должному, и расслабятся.
Мне тяжело общаться с людьми, которые не хотят меня услышать и выйти на взаимный контакт, для достижения компромисса. Но мы не могли разбрасываться опытными кадрами, только потому что у них проблема с дисциплиной. В итоге нам пришлось нанять сильного духом человека, которому нравится следить за порядком. Так ленивый персонал наказал себя сам.
О влиянии авторитетов
Второй урок, который я для себя вынес, это «самый харизматичный элемент системы подстраивает под себя всю систему». Например, появляется в вашей команде «плакса» и всё! Вся команда нет, нет, да и начинает «поднывать» по поводу и без. Атмосфера в коллективе неуклонно падает.
Правило работает и наоборот. Сильный духом, весёлый сотрудник способен сплотить коллектив и заставить работать более эффективно. Интересно, что остальные копируют не только настроение «авторитета», но и какие-то его жесты или ритуальные действия.
Расскажу, как это было у нас. Шеф-повар был очень высокого уровня, но имел одну странную привычку. За ошибки он лупил молодых поваров лопаткой для пиццы по спине. Спустя месяц, я заметил, что кто бы не оставался старшим на смене, он бил подчиненных лопаткой. Случай ироничный и, наверно, редкий, но то, что все научились одинаково кричать – неоспоримый факт.
О том, что надо быть циничней
Все предприниматели сталкиваются с тем, что сотрудники обвыкаются на своем рабочем месте и не хотят работать также хорошо, как раньше. Разговаривать с такими подчиненными непросто. Взаимоотношения уже построены, трудно говорить прямо, что вы от них хотите. Трудно, но надо.
ФОТ (фонд оплаты труда) и арендная плата – это обычно самые большие затраты для бизнесмена. Их нужно сократить до объективного минимума. Нельзя переплачивать сотрудникам, которые работают плохо. Жалко увольнять, это ясно, но нужно находить грамотные инструменты как положительной, так и негативной мотивации. И самое главное – больше разговаривайте. Не бойтесь узнавать то, чего хочет сотрудник, и давать ему понять то, что хотите от него вы.
Весь абсурд ситуации в том, что вам в любом случае рано или поздно придется уволить проблемного сотрудника. А потом нанять на его место нового и поставить ему более высокую планку.
Чтобы не опускаться до такого сценария, есть несколько «фишек». Первая – вызовите подчиненного на откровенный разговор и попросите объективно оценить свою работу. Если он оценит ее высоко, скорее всего, он сможет это убедительно доказать. Не убедил? Вам не по пути. Убедил? Не мешайте человеку работать, лучше задумайтесь над своими навыками руководителя.
Вторая «фишка» - спросите у сотрудника, какие еще обязанности он готов выполнить в рамках своей зарплаты. Можно обратиться к его разуму, что времена тяжелые, фирма сокращает расходы, и вы просите его помочь. Это весьма безболезненный способ решить проблему.
Третья «фишка» очень цинична и совсем не деликатна. Просто демонстративно увольте самых больших разгильдяев. Остальные поймут, что вы решительно настроены на результат.
Если бы я знал это раньше, то гораздо эффективней управлял бы своим бизнесом. Но на то и нужны ошибки, чтобы потом выносить из них ценный опыт.