Для меня как для логопеда важно, чтобы детей с патологиями было меньше.
Серия моих статей о воспитании до рождения знакомит читателя с внутриутробной жизнью плода. Понимание процессов и влияния на нерожденного ребенка внешней среды, я надеюсь, поможет избежать проблем в развитии.
Предыдущую статью можно найти по ссылке
Многие мамы не задумываются, сколько всего увлекательного происходит в жизни плода, пока он развивается в матке.
Малыш не только увеличивается в размерах, но и активно готовится к этапу рождения. Ученые знают, что основы поведения начинают закладываться буквально спустя несколько недель после зачатия.
Представьте. Мозговые клетки эмбриона формируются до того, как женщина купит в аптеке тест на беременность.
К 5 неделям у подобного червячку, эмбриона формируются складки и извилины мозга, которые позволят впоследствии ребенку ходить, развиваться, логически мыслить и говорить.
К 9 неделям развивающийся мозг дает эмбриону возможность шевелиться, икать, реагировать на громкие звуки.
К 10 неделям малыш может шевелить руками, начнет «дышать» околоплодной жидкостью, разжимает челюсть и умеет вытягиваться.
Большую часть времени плод спит, покачиваясь в теплых околоплодных водах. На 32-ой неделе он спит 90-95% всего времени суток.
Глубокий сон сменяется быстрым и промежуточным.
Во время быстрого сна у ребенка, как у взрослого человека, двигаются глаза. Он может видеть сны о том, что испытывает в утробе матери.
Ближе к рождению он бодрствует от 10 до 20% всего времени, как новорожденный.
Нерожденный ребенок в утробе матери совершает более 50 движений в час. Он двигает руками ногами и головой, вытягивается и сгибает тело, исследуя пространство матки. Мышцы его лица меняют гримасы. Все это происходит независимо от сна или бодрствования. В это время он испытывает множество тактильных ощущений прикасаясь ручками к разным частям собственного тела, соединяя стопы или попадая пальцем в рот, а то и «прогуливаясь» по стенкам матки или облизывая их.
Психолог из университета Хопкинса Джани ДиПетро считает, что, в отличие от первенцев, для последующих детей пространства в матке больше, а пуповина длиннее, поэтому они могут двигаться свободнее. В связи с этим может увеличиться внутриутробная моторика плода, а после рождения он будет более активным.
Пищеварительная система плода не включена. Но зачатки вкусовых рецепторов к 13-15 неделе почти как у взрослых. К этому времени малыш начинает чувствовать вкус околоплодных вод. Врачи знают, что жидкость окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Так у будущего младенца формируются пищевые предпочтения. К тому же вкус околоплодных вод готовит ребенка к приему молозива и грудного молока, которое также содержит привкус продуктов, которые ела мать.
Материнская утроба далеко не тихое местечко. На 24-25 неделе малыш слышит не только звуки околоплодных вод, стук сердца, урчание в кишечнике матери, но и голоса родителей, других людей, музыку, громкие звуки захлопнувшейся двери, удары по мячу.
Ученые размещавшие гидрофон в матку беременной женщины уловили звуки, похожие на фоновый шум в квартире. Ритм сердца плода замедляется, если он слышит материнский голос. Это еще раз доказывает, что малыш узнает голос матери и при этом успокаивается.
Внутри матки нет абсолютной тишины и темноты. И хотя зрение развивается последним, через стенки ребенок ощущает свет. Японские ученые установили, что малыш реагирует на яркие вспышки света рядом с животом матери. Некоторые исследователи считают, что подвергать плод излишнему световому воздействию будет опасным для сетчатки его глаз. Поэтому солнечные ванны стоит принимать с осторожностью. Также некоторые считают, что ранняя зрительная информация может привести к отклонениям в развитии мозга.
В матке малыш не только чувствует, двигается,ощущает вкус, слышит и может воспринимать свет. Он изучает и запоминает.
Впервые реагируя на новый раздражитель, например, голос матери, он запоминает раздражитель и впоследствии узнает его, демонстрируя примитивное запоминание.
В 80-ых годах прошлого века профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джеймс Ди Каспер с коллегами (США) доказали, что новорожденный может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в надетых на него наушниках. В первые часы жизни малыш узнает голос матери от голоса другого человека и предпочитает те сказки, которые слышал в утробе матери.
Не секрет, что одни дети рождаются «буками», а другие «симпатягами». Темперамент можно определить еще в утробе матери. Психолог развития Джанет ДиПьетро из университета Хопкинса с коллегами фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз начиная с 31 недели и до рождения. Затем сравнили с аналогичными данными после рождения. Выяснилось: дети, активные в утробе матери были более активными и после рождения; те, кто до появления на свет не отличался хорошим режимом сна, спали меньше и хуже и после рождения.
Основной фактор влияющий на развитие ребенка – условия жизни вокруг него. От матери дитя получает огромное количество гормонов. На его хронобиологические ритмы влияет ее сон и бодрствование, движения, режим и качество питания.
Если мать подвержена стрессу, то плод более активен и восприимчив к раздражителям. Наиболее подвержены стрессу работающие женщины. Чем дольше они вынуждены работать, тем больше стресса переживают.
В тоже время гормоны в период беременности помогают блокировать стресс у матери и плода.
Имеет значение и индивидуальная реакция на стресс.
Женщина, вынужденная работать, женщина, решившая не работать и женщина, решившая работать до родов – три разные жизненные ситуации, а следовательно и разное влияние на дитя.
Доказано, что негативное влияние на плод могут оказать диеты, токсины, несбалансированное питание матери.
Берни Дэвлин из университета Питсбурга считает, что роль генов в умственном развитии плода играют меньшую роль, чем окружающая среда.
Поэтому будущие родители должны обеспечить свое потомство хорошими условиями, исключающими стресс, психотропные препараты, наркотики, табак и алкоголь.
Ставьте 👍, чтобы сохранить статью в вашей ленте.
Делитесь, чтобы в семьях рождалось больше здоровых детей.
Литература:
1. Александрова В.А. Наш Российский СПОК. Если вы решили стать родителями, 2005. 2. Бахарева И. Беременность, месяц за месяцем // 9 месяцев. - 2002.-№ 12.
3. Волкова А.С. Беременность: неделя за неделей. Консультации акушера-гинеколога.-М., 2010. (Мамина школа)
4. Воробьева Н. И. Беременность и роды: справочник будущей мамы, 2003.
5. Добрая книга для будущих родителей: Как подготовиться и родит здорового ребенка, 1996.
6. За пределами мозга. Рождение. Смерть. Трансцегенция психологии, 2002 7. Заплатников А. Теперь вас двос: брошюра для будущих мам, 2006.
8. Кузнецова В. Школа раннего развития, 2004.
9. Культура семьи и деторождение: Сборник материалов 2- й Дальневосточной научной практической конференции. г. Владивосток, апрель 2008.
10. Лазарев М.Л.. Школа дородовой педагогики, 1993.
11.Полная энциклопедия «Жизнь и здоровье женщины». - Т. 2, 2004.
12. Савинова Т. Зачем нужны звучащие игрушки? // 9 месяцев. 2002- N12
13. Чимарев В. // Материнская школа. - 1988.-№10
14. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника, 2001.
15.Энциклопедия молодой женщины. - пер. с чешского, 1989.