Найти тему
ElevenLand

«Гнев человеческий» / “Wrath of man” (2021)

🎞
реж. Гай Ричи
в ролях: Джейсон Стэйтем, Джо Хартнетт, Холт Маккэллани и др.

📽
Эйч молчаливый грозный тип, который устраивается работать в частную инкассаторскую фирму как раз в разгар дерзких кровавых ограблений. Однако он совершенно не боится смертельной угрозы и, кажется, преследует какую-то определённую цель.

Картина имеет силу не просто брутально-маскулинную, а именно силу мышцы, сухожилия. Не только потому что там полтора женских персонажа, а потому что мужики там занимают преувеличенно мужское место. Они охраняют кучу денег и имеют право стрелять на поражение, они играют на бильярде, пьют пиво, грабят, охотятся, они военные, они преступники, они представители закона, они не тратят время на прелюдии, а шутят так, что, кажется, без мордобоя сейчас не обойдётся.
📽
И, кстати, про него. Это фильм о мести, но при этом не типичный. В современном прочтении принципа мести считается, что это что-то душераздирающее. На глазах главного героя погибает его семья, и он, переживая утрату, закидываясь алкоголем и всякими таблетосами, берёт себя в руки и отправляется
МСТИТЬ.
По тому и образ холоднющего Стэйтема никак не вяжется с поведенческой фабулой мстящего персонажа. Его замерший облик с клокочущим внутри гневом мало похож на наши ожидания.
А почему? Да потому что месть это блюдо, которое надо подавать холодным. Но за каменным лицом в нужных моментах проглядывают чувства, глубоко забетонированные в душе, и показать их Стэйтему удаётся с эффектной точностью и очень тонко.
🎞
И что ещё занимательно - в фильме нет ни одного рукопашного боя, что обычно ассоциируется с максимальной неприязнью к сопернику. На войне использование огнестрельного оружия превращает все стороны в равных друг другу, обезличивая врага. Мол, я ничего личного не имею, просто стреляю, как и все. Лишив Эйча возможности выплёскивать злобу праведными кулаками, Ричи делает его ещё больше закрытым от всего, а особенно от эмпатии зрителя. Этот персонаж похож на туго набитый эмоциями шар, который вот-вот должен лопнуть ("
ОБЯЗАН!" - кричит зритель, но ошибается). Он весь бугрится эмоциями, но ни одну не показывает.

Фильм имеет интересную особенность (
и тому виной несколько факторов), он воспринимается зрителем не только на визуальном и аудиальном уровне, но и на физическом. Такое не редкое бывает, но только если переживания главного героя максимально близко подходят к эмоциональному опыту зрителя. А уж если неудачи первой любви и другие прозаически-бытовые вещи переживал чуть ли не каждый человек на земле, то потерю не просто дорогого человека (хотя это схоже), но сына, переживали, я надеюсь, не многие.

Есть две причины, почему вы сидите в зале злобным, напряженным комком энергии и эмоций. Первая - это Джейсон Стэйтем. Его мало-эмоциональное лицо пришлось как нельзя кстати для роли человека, чьи эмоции происходят глубоко внутри. А в этом сомневаться не приходится совершенно потому, как выстроена его игра. Каждый раз, когда мы наблюдаем взаимодействие Эйча с внешним миром, мы видим монолитную скалу, без каких-либо шансов достучаться до переживаний или хотя бы более менее человеческой эмоции. Его шутки звучат, словно он их разучил перед зеркалом, а ответы скупы ровно настолько, чтобы диалог после его слов закончился. И если сначала это немного комично, что-то вроде Т800 на минималках, то после середины фильма смешно быть перестаёт. Потому как гнев ведущая, главенствующая и по сути единственная эмоция, доступная герою Стэйтема, переданная зрителю. И мы либо его настороженно опасаемся, либо поддаёмся и разделяем, тем самым начиная напрягаться так же, как он.
🎞
А второе и самое крутое в фильме - это музыкальное сопровождение. Работа композитора создала впечатление, будто музыка не прекращается ни на минуту, только иногда затихает для диалогов и продолжается снова. Единое звучание всего фильма не даёт зрителю времени расслабиться на шутливых эпизодах. Ты весь фильм сидишь и покачиваешь голов в такт мелодии, готовясь к экшену.

Низким звучанием этот саундтрек напоминает обалденный оскароносный саунд Хильдур Гуднадоуттир в недавнем «Джокере». Гудение, от которого вибрируют кости, подходит и к выбранному цвету фильма, и к эмоциональному посылу, к сюжету и к операторским планам. Который, кстати, так и не выбрал для себя единый стиль работы, поэтому чередует красивые виды сверху на индустриальный пейзаж, и ближние планы героев, которые переключают зум по щелчку.
📽
Не могу сказать, как некоторые резиденты, что фильм не похож на остальные творения Гая Риччи, как и не могу утверждать обратного. Он похож, конечно, такой же бескомпромиссностью, с будто «
загрязнённым» цветофильтром, холодный и брутальный, с ведущими бессодержательными диалогами, и всё же характерными операторскими планами. После «Джентельменов», которые понравились всем фирменным стилем Ричи, и тем самым оправдали ожидания, «Гнев человеческий» с его прозрачной прямолинейностью, отсутствием джентельменского изящества и обезоруживающей агрессией, покажется слабым и бессодержательным. И это обман, на который вы попались. Фильм глубокий, сочный и наполненный до краёв мощью характеров, сталью мышц и ясностью умов.

Приятного просмотра!
JG🧐

#elevenland #кино #фильм #чтотысмотришь #чтопосмотреть #премьера #гневчеловеческий #гайричи #джейсонстэйтем #Wrathofman