Невозможно переоценить важность образования в современном мире, в том числе и в России. Сейчас образование называют социальным лифтом, оно дает возможность каждому человеку подняться в социальной структуре на то место, которое он заслуживает в соответствии со своим уровнем образования и личными качествами; а с учётом того, что в современном обществе стёрты все «сословные границы», которые существовали достаточно долгое время, образование позволяет изменить предписанный человеку по рождению социальный статус и его роль в обществе. Но, тем не менее, чтобы достичь таких высот, образование должно быть качественным. Сейчас же оно, мягко говоря, не самое лучшее, и часто подвергается критике. Поэтому многие граждане России предлагают перенять регулирование образования из-за границы. Стоит отметить, что ни одна система образования не является идеальной; но улучшить то, что имеется, всё же можно и нужно. Проблемы в существующей российской системе образования имеются и их нужно решить. Это можно сделать различными путями, например, с помощью заимствования методик и способов обучения из образовательных систем зарубежных стран. В данном исследовании в качестве примера будут рассматриваться Германия и Финляндия.
Данное исследование посвящено эволюции российского образования с древних времен до наших дней, акценту внимания на современной образовательной системе, сравнению современной российской системы образования с образовательными системами других стран, выявлению проблем вышеупомянутых систем образования, поиску путей их решения.
Глава 1. История российского образования.
Первые попытки повысить грамотность населения на Руси были осуществлены после её крещения, в 988 году. Тогда появилась славянская азбука, придуманная Кириллом и Мефодием для перевода церковных текстов. Появились первые школы в Киеве, Новгороде. В это время грамотность заключалась лишь в умении правильно писать и говорить.
Первые школы появились при монастырях и соборах в правление Ярослава Мудрого. Затем в образовании очень долгое время не было никаких сдвигов. Сначала Русь поглотили междоусобицы, а затем ордынское иго. Уровень грамотности населения повысился при Иване Грозном, когда в 1553 году благодаря Ивану Фёдорову стали появились первые печатные книги и типография.
Затем, уже в Московском государстве появились специальные училища для мальчиков, в которых изучали грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и астрономию. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.
Большие сдвиги в системе образования произошли при Петре 1.
В 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигационных наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.
В это же время появились Артиллерийская школа (1701), в 1707 году открыли Медицинскую школу, а в 1712-инженерную. В полках солдат учили грамоте и счёту. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.
Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.
Александр 1
Сперанский хотел ввести образовательный ценз на чиновников. Также он предлагал учредить новые школы, библиотеки. Получилось на деле совсем иное. Сперанский смог внести реформы в духовное образование, а из новых школ открылся лишь Царскосельский лицей, где были запрещены телесные наказания.
Николай 1
При Николае 1 пострадало и образование. Государство установило строгий надзор над преподаванием и учителями казённых учебных заведений. Частные школы теперь можно было содержать только российским подданным. А с 1833 года их можно было открывать лишь там, где ученики не могут попасть в казённое учреждение. Иностранцев к обучению допускали только по специальному разрешению, даже если они были так называемыми домашними преподавателями. Ввели принцип сословности, согласно которому низшие сословия должны были получать минимум знаний, а высшие-максимум (крепостные могли учиться только в начальных школах, а в некоторых университетах плата за обучения доходила до 50 серебра в год). Программа обучения вернулась ко временам Ярослава Мудрого, а именно ученики опять стали зубрить древние языки. Пострадало и женское образование. Целью провозглашалось воспитание "добрых жён, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек"-и только. Упор в женских учебных заведениях делали на рукоделие, шитьё и прочие практические навыки "хранителей очага". Под ударом оказались и университеты. Помимо выше поименованных изменений, студенты теперь должны были носить мундиры, соблюдать военную дисциплину, при нарушении которой виновных отдавали в солдаты. В 1850 году запретили приглашать иностранных учёных и научные поездки за границу.
Александр 2
К началу правления Александра 2 в РИ было всего 14 высших учебных заведений. В 1864 году было издано "Положение о народных училищах", которое расширило систему низового образования. Теперь начальные школы можно было создавать земствам и даже частным лицам. Земства могли создавать 4-классовые учебные заведения. В начальной школе обучали грамоте, арифметике и закону божию.
Количество начальных школ увеличилось втрое за 25 лет-в 1880-е их насчитывалось около 22 тысяч.
Успехи были и в среднем образовании. При либеральном А. Головине гимназии принимали детей всех сословий и обучали их 7 лет. Но после первого покушения на Александра 2 образованием стал ведать Д. Толстой. При нём обучение в гимназиях вернулось к николаевской системе. Для поступления в высшие заведения ученики должны были предоставить аттестат о получении образования в гимназии. Таким образом, низшие сословия были опять ограничены в правах и были лишены доступа к высшему и среднему образованию. Реформа не затронула технические училища и высшие учебные заведения, в которые могли поступить крестьяне и другие низшие сословия. Также не пострадало, а наоборот даже преобразовалось образование для девушек - появились специальные женские гимназии(7 лет, среднее образование) и прогимназии(3-4 года, начальное образование). В высшие учебные заведения девушки могли поступить только под конец правления Александра 2. При Александре прекратились гонения на преподавателей и преследования студенческих кружков, высшее образование стало доступнее благодаря льготам государства на обучение. Улучшились научно-педагогические стандарты, появились новые центры знаний. Появились университеты в Варшаве, Одессе и Томске. Очень сильно вперёд ушло техническое образование из-за наименьшего вмешательства со стороны государства.
Александр 3.
В 1884 году был пересмотрен либеральный университетский устав. Автономия отменялась, выборы ректоров и деканов тоже. Они теперь назначались министерством. Учебные программы контролировались и утверждались централизованно. Вернулись преследования преподавателей. Студенты вновь были обязаны носить мундиры. Без полицейской справки "о благонадёжности" поступить в высшее учебное заведение стало невозможным. В 5 раз увеличилась плата за обучение высшему образованию. Взялись и за регулирование женских учебных заведений. Многие закрыли, а в оставшихся отменили преподавание некоторых наук. Во время правления Александра 2 в России было 80 % неграмотного населения. В 1897 году их стало 79%.
Николай 2
В 1908 году было введено обязательное начальное образование. Благодаря этому к 1916 году неграмотное население составляло около 15%, а финансирование образования увеличилось в 8 раз, до 160 миллионов рублей без учёта земских школ. Школьников в средних учебных заведениях насчитывалось около 700 000, а студентов-около 150 000. Начальному образованию обучались около 6 миллионов детей. К 1913 году в стране было около 130 000 школ. Повысилась роль педагога-их обеспечили достойной заработной платой, наградами за стаж и большой пенсией.
Была решена и проблема бесплатности образования, а высшее образование стало одним из самых доступных в мире. Таким образом, из всех российских императоров именно Николай 2 внёс значительные средства и силы для создания качественного и бесплатного образования.
Образование в СССР
Система образования, построенная в эпоху существования СССР мало чем отличается от современной системы российского образования. Поэтому мы обратим внимание лишь на самые важные нововведения по сравнению с Российской империи и на то, что отличается от нынешнего российского образования.
• появилось дошкольное образование. Эта мера была принята для того, чтобы родители могли спокойно трудится, зная, что об их ребёнке заботятся. Частных детских садов не существовало, были только муниципальные и ведомственные, принадлежащими предприятиям: заводам, колхозам, фабрикам и т. д. Их курировали местные органы образования и здравоохранения. В системе дошкольного образования выделяли: ясли(для детей от 2 месяцев до 3 лет), детские сады(для детей от 3 до 7 лет) и ясли-садики, которые объединяли в себе два предыдущих типа заведений.
• Школьное общее и профессиональное образование до 1932 года не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. С 1932 года существовала примерно такая же система, как существует сейчас: начальное образование(с 1 по 4 класс), неполное среднее образование(с 5 по 7 класс), среднее образование(10 классов);
• Во время ВОВ были придуманы специальные типы учебных заведений, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений-суворовские и нахимовские училища. Также появились школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.
• В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые 3, средними - с 4 по 8, старшими - 9 и 10. В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов. Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей. Эта система школьного образования просуществовала до развала СССР.
Глава 2. Современная система школьного образования в России и в других странах Европы.
2.1 Система школьного образования Германии, Финляндии и России.
Немецкое школьное образование всеобщее и бесплатное. Обязательно 10-летнее образование. В целом система школьного образования рассчитана на 12—13 лет. На сегодняшний день в Германии около 50 тысяч школ, в которых обучается более 12,5 миллионов школьников. Система школьного образования подразделяется на три ступени: начальное, среднее 1-й ступени и среднее 2-й ступени.
По форме государственного устройства Германия является федеративным государством, разделенным на 16 субъектов – федеральных земель. Если в России во всех её субъектах система образования унифицирована, т.е. подогнана под единый стандарт, то в Германии каждая федеральная земля имеет свой закон об образовании, именно поэтому организация обучения и детали, связанные с получением аттестатов может различаться. Например, в Берлине и Бранденбурге в начальной школе (нем. Grundschule) дети обучаются 6 лет, а в остальных – 4 года.
Все дети, достигшие возраста 6 лет, начинают получение образования в начальной школе. Обучение, как было уже упомянуто ранее, продолжается 4 года (класса), учатся дети от 20 до 30 часов в неделю. В начальной школе нет никакого разделения по способностям, по профилям; первые 4 года все учащиеся безо всякой дифференциации обучаются все вместе.
После окончания начальной школы наступает этап среднего образования I ступени, который продолжается до 10-го класса.
В отличие от этапа начальной школы, в средней школе существует сегрегация (в основном) по способностям, и ученики разделяются на 4 разные группы: т.н. «главная школа» (нем. Hauptschule), «реальная школа» (нем. Realschule), «специальная школа» (нем. Förderschule), и гимназия (Gymnasium).
Наиболее слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в «главную школу»., процесс обучения в которой длится 5 лет. Основная её цель – подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Здесь даётся максимально базовое образование, без углубленного изучения материала. После окончания Hauptschule выпускник может начать работать, либо же продолжить обучение в системе профессионального образования.
Ученики со средними результатами идут в «реальную школу», где обучаются 6 лет. После окончания реальной школы можно устроиться на работу; а наиболее способные обучающиеся продолжают обучение в гимназии, для последующего поступления в высшие учебные заведения.
Ученики с отклонениями в развитии (как умственном, так и физическом), направляются в «специальную школу». Здесь они получают лишь самые элементарные знания по общеобразовательным предметам и овладевают какой-либо специальностью для дальнейшей работы на производстве.
После окончания Realschule начинается этап среднего образования II ступени, а именно – обучение в гимназии (11, 12 и 13-ые классы)
Ученики тринадцатого класса считаются абитуриентами, и готовятся к учёбе в ВУЗ-ах. По окончании 13-го класса ученики сдают экзамены по основным школьным предметам (нем. Abitur). Стоит отметить, что уровень обучения в 12 и 13-ых классах очень высок.
Вступительные испытания в высшие учебные заведения ФРГ не проводятся. Прием осуществляется в соответствии со средней оценкой в аттестате, а также с учётом некоторых социальных факторов. Если претендентов на обучение больше, чем мест в ВУЗ-е, то принимаются лучшие, а остальные становятся в очередь – они могут получить место в следующем году.
Система школьного образования в Финляндии.
Почему эта страна интересна для сравнения?
1. Финские школьники показали самый высокий уровень знаний+самые читающие дети планеты, 2 место по естественным наукам и 5 по математике;
2. Школьники проводят наименьшее время за учёбой
Школьное образование в Финляндии состоит из 2 ступеней: с 1 по 6 класс (нижняя) и с 7 по 9 класс (верхняя). Первые 9 классов обязательны. В 10 классе дети могут улучшить свои оценки, а дальше они идут либо в колледж получать навыки к работе (40% детей идут туда), либо в лицее остаются (11-12 классы). В колледжах можно найти абсолютно любую специализацию-от дворника до бизнесмена.
Принципы образования:
1. Равенство школ (нет элитных и слабых). Равное пропорциональное финансирование, оборудование и возможности. Есть как государственные школы(большинство), так и частно-государственные, в которых вносят дополнительную плату за обучение. Отдавать учеников можно в любую школу страны, которую уже выбирают родители и ребёнок;
2. Равенство родителей-место работы родителей не имеет значения и даже запрещено узнавать такую информацию;
3. Равенство учеников-их не разделяют на классы по способностям и карьерным предпочтениям, не делят учеников на хороших и плохих (сравнение учеников запрещено);
4. Уважительное отношение к ученикам-в первом классе разъясняются права, в т.ч. и права жаловаться на педагогических работников. Педагог не может унижать учеников, т.к его за это уволят. Учителя боятся потерять своё место из-за высокой заработной платы (2500 евро помощнику учителя и 5000 евро самому учителю, а также различные льготы, хорошая пенсия и удлинённые отпуска). Трудовой договор с ними заключают на год с возможным продлением, поэтому у учителя нет возможности не соблюдать правила и оскорблять учеников, ведь он за такие действия потеряет работу;
5. Бесплатность образования. Бесплатно обучение, питание, экскурсии, посещение музеев, транспорт, учебники, канцелярские принадлежности (в том числе и планшеты). Сбор средств с родителей на что-либо запрещён;
6. Индивидуальность образования - для каждого ребёнка составляется индивидуальный план обучения и развития. Дети сами могут выбирать то, что им нужно. Ученики, которые хотят получить знания, но не могут в силу непонимания предмета, например, могут обратиться к учителю и тот отдельно выделит время на объяснение материала ученику (коррекционное обучение). Поэтому в Финляндии репетиторство не пользуется популярностью;
9. Практичность. В Финляндии почти нет обязательных экзаменов. Тесты и контрольные устанавливаются по желанию учителя. По окончанию школы есть обязательный стандартный тест, но учителя не отвечают и не отчитываются за его результат, специально детей не готовят к этому экзамену. Если ученик плохо его сдаёт, он может сдать вступительные экзамены в вузе и пройти по ним. Для тех, кто учился в колледжах необязательно сдавать экзамен, можно идти работать или можно его сдать и пойти в вуз для дальнейшего обучения. В школе преподают только то, что пригодится в жизни;
10. Доверие. Нет школьных проверок, рано, методистов, обучающих способам преподавания. Программа обучения в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, поэтому педагог может сам выбрать, что и как ему преподнести. Школьники на уроках могут заниматься своими делами, т к считается, что они лучше знают, что им будет полезнее;
11. Добровольность. Ребёнок учится в том случае, если ему это нужно. Никто заставлять учиться не будет. Если ребёнок не хочет заниматься, то его готовят к полезной в будущем несложной профессии. Если ребёнок прогуливает, забивает на учёбу-его оставляют в этом классе на второй год, в следующий класс он не переходит.
12. Самостоятельность. Учат размышлять, самим получать знания. Учитель не объясняет новые темы, а даёт задание детям: самостоятельно изучить тот или иной вопрос на уроке и быть готовым на него ответить. Дальше он сам выскажет свои мысли и исправит, если это необходимо.
Дополнительная информация об образовании в Финляндии:
*дети могут сидеть не только за столом или партой, но и на полу. Сменная обувь нужна или ребёнок может ходить в носках или тапках. Требований к форме нет. В тёплую погоду уроки проводятся на улице. Когда на улице мороз, детей всё равно выводят на природу, но на более короткое время и в одежде. Домашнее задание не задают (или задают редко). Детей не вызывают к доске.
*Дошкольное образование
1. Можно подать заявление в садик с момента окончания отпуска по уходу за ребёнком;
2. Если родители весь день работают на работе, то и ребёнок может весь день в садике быть.
3. Оплата на садик варьируется от дохода семьи.
4. В 6 лет обязательно уже идти в сад и до 7 лет перед школой подготовиться.
Школьное образование в России
Школьное образование, согласно ФЗ «Об образовании» состоит из 3-х уровней:
1) Начальное общее образование (1-4 классы школы);
2) основное общее образование (5-9 классы школы);
3) среднее общее образование (10-11 классы школы).
Согласно статье 43 Конституции РФ, дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование является бесплатным и общедоступным. Получение основного общего образования (9 классов) является обязательным. Родители, или лица, их заменяющие, согласно Конституции РФ, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Когда ребенок достигает возраста 7 лет (точного возраста начала школьного обучения ФЗ «Об образовании» не закрепляет, он лишь определяет диапазон между 6.5 и 8 годами, но в основном ребенок идёт в школу в 7 лет), он начинает получать образование по программе начального общего образования. На данном этапе ученик обучается основам учебных дисциплин с одним учителем – классным руководителем, который на элементарном уровне растолковывает обучающимся начала общеобразовательных предметов, за исключением некоторых предметов, например, английского языка или же физической культуры.
Освоение данной образовательной программы учениками осуществляется в течение четырёх лет, после этого они переходят на второй этап – этап основного общего образования, на прохождение которого отводится 5 лет.
Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. Каждый учебный курс ведёт учитель – специалист по предметной дисциплине, за которым закрепляется свой кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме этого, за каждым классом закрепляется т.н. «классный руководитель» - один из учителей школы (при этом не обязательно, чтобы он вёл у этого класса какие-то уроки, а иногда он может и не заниматься учебной работой вообще), который является официальным представителем класса, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и учеников по отдельности. В отличие от немецкой системы образования, здесь нет разделения на группы в зависимости от способностей учеников – все равны и учатся в одном классе вне зависимости от каких-либо особенностей. Финальной точкой освоения данной образовательной программой становится ОГЭ – основной государственный экзамен, который сдают все школьники, заканчивающие девятый класс. По предметам «русский язык» и «математика» ОГЭ обязателен, остальные 2 предмета учение может выбрать сам. После окончания 9 класса и сдачи экзаменов обучающийся сам выбирает, куда ему пойти: либо же в 10-11 классы, либо в ССУЗ/СПО.
Последние два года обучения занимает завершение общего образования. Основное назначение 10-11-ых классов – подготовка к поступлению в университет и предстоящей сдаче ЕГЭ – единого государственного экзамена. До недавнего времени они были абсолютно идентичны; сейчас же существует некая иллюзия «профильного» обучения, при котором обучающийся может сам выбрать направление для более углублённого изучения полюбившихся ему предметов. Также существуют и общеобразовательные классы среди параллелей 10-ых и 11-ых, для тех, кто ещё не определился, либо для тех, чьи знания еще недостаточно высоки для того или иного профиля.
Успешно закончивший последний этап обучения ученик получает аттестат о среднем образовании – документ, подтверждающий получение знаний в объеме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изученным предметам.
2.2 Различия и сходства школьного образования в Германии и России.
Начнём со сходств.
В первую очередь, стоит отметить, что начальное школьное образование, что в ФРГ, что в РФ – не разделяет учеников по критерию способностей. Связано это с тем, что ребёнок только-только начинает формироваться как личность, постигать элементарные основы учебных дисциплин, выражать заинтересованность в учебе либо же отстраняться от неё.
В обеих из затронутых стран школьное образование бесплатное и общеобязательное; ведь современному обществу чужды сословные границы, а также исторически присущие качественному образованию платности и элитарности. Общеобязательность же образования как критерий введена для искоренения безграмотности среди населения, что, несомненно, является верным подходом.
И что в ФРГ, что в РФ существуют 3 этапа школьного образования: начальное, основное общее (в ФРГ оно именуется средним I ступени, но суть не меняется) и среднее общее (в ФРГ – среднее II ступени)
Теперь различия.
Главное отличие рассмотренных систем образования состоит в том, что в школах ФРГ реализована система сегрегации обучающихся по четырём группам в зависимости от их способностей. В РФ же, как уже было ранее сказано, ученики обучаются в одном классе вне зависимости от успеваемости, отношения к учебе, способностей и других факторов.
Стоит также отметить, что приём в ВУЗ-ы в ФРГ зависит не только от результатов выпускных школьных экзаменов, а также и от среднего балла аттестата. В России же при поступлении ВУЗ смотрит лишь на результаты ЕГЭ.
2.3 Недостатки российской системы образования по сравнению с образованием в Финляндии.
1. Оно далеко не бесплатное, как гарантируется в нашей конституции и ФЗ об образовании. И речь идёт не о высшем образовании, чья общедоступность и бесплатность не гарантируется, а про те ступени российского образования, которые прямо прописаны в конституции: дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образования. Образовательные услуги в рамках дошкольного образования и правда бесплатные, как указано в ФЗ об образовании. На детях зарабатывают другим способом-включают в договор между родителем и детским садом плату за "присмотр" и "уход" за детьми. Хорошо, если родители платят символическую цену, которая покрывает расходы на уход за ребёнком, не более. Чаще всего эта цена далеко не символическая и по факту взимается за образовательные услуги, но de iure этот институт существует для надлежащего ухода и присмотром за ребёнком.
С основным общим образованием тоже всё не гладко. Приходит ребёнок в школу без всего, ему сразу следует замечание: "Где сменка?". Значит, из бюджета семьи на ребёнка нужно уже откладывать деньги на сменную обувь. Затем, проходит этот ребёнок в класс, и учитель сразу разъясняет ученикам необходимость купить форму. Вопрос о бесплатности школьного образования уже отпадает, но ведь на этом история не заканчивается. Для учёбы нужны тетради, ручки, портфели, специальные учебники, потому что школьные часто не дают хороших знаний. А так да, основное общее образование у нас бесплатное. В 9 классе вообще начинается пик бесплатности российского основного общего образования, ведь в конце этого учебного года будет ОГЭ. Знаний, полученных учениками в школах, не хватает для успешной сдачи этого экзамена, поэтому родители обращаются за помощью к репетиторам. Репетиторы-специалисты в какой-либо сфере, которые готовят детей к сдаче того или иного экзамена, к написанию олимпиады или просто объясняют материал. За свою деятельность они получают от родителей ребёнка деньги.
Если в 9 классе репетиторство не так активно пользуется спросом, то в 10 и 11 классах (среднее профессиональное образование) дети уже готовятся к поступлению в нужные им вузы, то есть к сдаче ЕГЭ или написанию олимпиад.
Гарантий насчёт бесплатности высшего образования даже не существует, что также является минусом нашей системы образования.
Таким образом, бесплатность российского образования лишь пустая гарантия, которая по факту не предоставляется детям.
2. Общедоступность образования. Исходя из бесплатности российского образования возникают проблемы и с его общедоступностью. В Москве и Санкт-Петербурге они не ощущаются так остро, как в других уголках нашей страны. Не все родители готовы платить деньги за дошкольное образование, когда могут его сами обеспечить, не все родители материально могут обеспечить и получение ребёнком основного общего образования, которое ребёнок получить обязан. Иногда родители готовы и способны материально обеспечить получение детьми образования, но школы по близости нет. Ведь в последнее время количество школ и других образовательных учреждений массово сокращается.
3. Цель обучения, мотивация.
• Большинство учителей заточены на результат ОГЭ или ЕГЭ, олимпиады. Соответственно большинство времени, выделенного на изучение предмета, уходит на их подготовку, а не на предоставление информации о предмете, которая будет интересной и пригодится ребёнку в жизни.
• Оценки, тесты- вот наша система. Любовь к знаниям не прививается. Творческий подход особо не поощряется в обучении, все учатся по шаблону, по учебникам. Нужны уроки по типу природопользования, уроки бизнеса, психологии. Также нужно больше внедрять общение между детьми и тем самым улучшать социализацию, обучать умению разговаривать. Между детьми нет сплочения, класс- лишь формальность. Таким образом, ребёнок даже личностно не развивается.
• Ученик должен хотеть учиться, его должны заинтересовать. Предметы скучные (вопросы не только к учителям, но и к программе обучения). Дети учатся ради оценок, не ради знаний или вообще не учатся, но их заставляют.
• Разделение по профилям неэффективно, учебные программы и темы в рамках предмета не обновляются. Учебники странные: некоторые факты недостоверны, много воды и обобщённости. Например, в учебниках по английскому, как и в экзаменах, до сих пор остался раздел письмо, хотя именно так в Великобритании и США давно не пишут. Разговорный английский практически не преподают, а нагружают грамматикой.
Глава 3. Возможные пути решения проблем современной системы российского школьного образования
3.1 Предложения по совершенствованию образовательной системы России.
В Германии весьма хорошо реализована система дифференциации учеников по группам. И это отлично, ввиду того, что способные ученики учатся в таком же коллективе, а менее способные – с такими же. В России стоило бы сделать то же самое, ведь когда в одном классе есть, к примеру, много отличников и несколько менее способных ребят, этим самым ребятам становится куда сложнее учиться; ведь учителя предъявляют к ним завышенные требования, мотивируя это тем, что их одноклассники показывают выдающиеся результаты, либо же каким-то иным фактором. Вдобавок к этому пребывание в коллективе «своих» повышает интерес к учебе, а также делает времяпровождение в школе куда более приятным, чем оно есть сейчас, ведь ни для кого не секрет, что многие не любят школу из-за коллектива.
Тем не менее, в Германии, если ученик попал, допустим, в Hauptschule, он не сможет перебраться в Realschule при повышении результативности его учёбы. Поэтому стоит сделать возможность «перемещения» обучающегося из одной группы в другую, в случае заметного повышения прогресса, а не совершать акт стигматизации.
· ВУЗ-ы в России при принятии решения о зачислении абитуриента ориентируются исключительно на его результаты ЕГЭ. В ФРГ же, помимо выпускных экзаменов, приёмная комиссия ориентируется также на средний балл аттестата абитуриента. Такую же систему стоило бы реализовать и у нас, ведь учащиеся готовятся исключительно к ЕГЭ, разбирая задания подобного формата, но при этом запускают остальные предметы, либо же даже в приглянувшейся им учебной дисциплине, по которой они этот самый ЕГЭ и сдают, они не особо-то и разбираются просто потому, что разбирают задания и «кейсы» только формата ЕГЭ.
Для того, чтобы узнать мнение лиц, коих касается тема этого исследования больше всего, был проведен опрос, в ходе которого было опрошено 50 обучающихся 9 классов и 50 обучающихся 10-ых классов разных школ Москвы.
Им были заданы следующие вопросы:
1) Как вы относитесь к системе дифференциации обучающихся по группам в зависимости от их способностей?
2) На ваш взгляд, стоит ли снизить влияние ЕГЭ при поступлении в вуз и также обратить внимание на успеваемость ученика в течение всего учебного процесса, или же вас всё устраивает?
· Как вы относитесь к проявлениям стигматизации (т.е. если ученик попадает в одну из трёх групп, то он не сможет её изменить до конца обучения) в немецкой образовательной системе?
Результаты опроса показали, что ученики 10-ых классов относятся к немецкой системе дифференциации положительно (80% респондентов за, 20% - против). Девятые же классы в основном дали отрицательный ответ (28% - за, 72% - против)
Обучающиеся десятых классов в большинстве своём считают, что влияние ЕГЭ действительно надо снизить (84% опрошенных с этим согласны, 16% считают, что лучше оставить все как есть), так как до поступления в заветный вуз может не хватить лишь пары баллов, которые можно потерять по разным причинам. А если при поступлении будет учитываться успеваемость за всю продолжительность учебного процесса, то в случае нехватки баллов приёмная комиссия сможет взглянуть на школьные успехи абитуриента и, если она посчитает, что абитуриент действительно способный, она может зачислить его в вуз. Учащиеся девятых классов настроены против и считают, что стоит оставить всё так, как оно есть сейчас. (24% опрошенных за изменения в образовательной системе в этой области, 76% - против)
Обе параллели, что девятые, что десятые, категорически против стигматизации в образовательной системе (9 классы: 8% - за, 92% - против, и 10 классы: - 14% - за, 86% - против), и считают, что ученику стоит дать возможность перевестись из одной группы в другую, если он результатами своей учебной деятельности докажет, что способен обучаться в более сильной группе. Плюс к тому, обе параллели считают, что стигматизация в образовательном процессе является неким пережитком прошлого, коих в современном обществе быть не должно.
3.3 Пути решения проблем современной системы образования в России.
1. Система поступления в вузы. Ни в Германии, ни в Финляндии не существует экзамена, от которого будет зависеть поступление ребёнка в вуз. В Германии такого экзамена вообще не существует, а в Финляндии при неудачном написании теста ребёнок может отдельно написать вступительные экзамены в вуз и пройти по ним.
В идеале, нам стоит сначала перенять систему поступления в вузы у финнов, а затем, когда повысится квалификация учителей, появится больше специалистов и в целом изменится отношение к оценке за предмет, можно будет перейти на систему поступления в вузы по оценкам. Помимо изменения системы поступления в вузы, нужно будет увеличивать бюджетные места, что сейчас не происходит. Места в каких-то дальневосточных вузах или по странным направлениям действительно появляются, но в лучших московских, санкт-петербургских вузах - напротив. Либо количество бюджетных мест не меняется, либо их становится меньше. Стоимость за обучение в вузах нужно тоже уменьшить для обеспечения большей доступности высшего образования.
2. Учителей нужно стимулировать работать, не только учеников. В первую очередь, стоит повысить им зарплаты. Майские указы президента, к сожалению, не исполняются (мы говорим о всей России, не о Москве). Учителя в некоторых регионах нашей страны не получают даже обещанных 40 000 рублей, что уж там говорить о тысячах евро, как платят в Финляндии и Германии. Повышение зарплаты не только улучшит их жизнь, но и заставит подходить с полной ответственностью к обучению школьников под угрозой лишения места с хорошей зарплатой. Также учителям следует дать свободу обучения детей, установив только рамки преподавания-до 5 класса учитесь считать, в 5-9 деление на алгебру и геометрию, например. Дальше учитель сам для себя решает, что и в каком порядке ему преподносить, не ориентируясь на учебники, бесконечные ВПР и диагностики, а исходя из пригодности знаний в реальной жизни и профессии ученикам. Ещё учителя не будут нести ответственности и целенаправленно готовить детей к ЕГЭ-это не их задача. Их задачей будет подготовить детей к жизни и работе.
3. Касательно решения проблемы мотивации учеников. Её решение следует разбить на несколько аспектов.
3.1 Никто не должен заставлять учеников учиться. С первого по 4 класс ребёнок знакомиться с основами русского языка, математики и других базовых предметов и затем переходит в 5 класс, где и начинаются проблемы в нашем образовании. За 4 года ребёнок мог определиться, какие предметы ему нравятся, а что он терпеть не может. Нужно позаимствовать институт индивидуальных графиков посещения предметов у финнов, чтобы ребёнок максимально получал пользу из обучения в школе. О чём идёт речь. При поступлении в 5 класс у ребёнка есть возможность согласовать с школой свой индивидуальный график посещения предметов, если он уже примерно определился с направлением своего обучения. Если же ребёнок не успел определиться, то он продолжает дальше заниматься всеми предметами. Если ребёнок уже на этом этапе понял, что ему нравится спортивная отрасль, то ему нужно дать возможность заниматься спортом, оставив несколько уроков(математика, русский) для общей грамотности. Ребёнок может посещать и другие уроки, даже если у него согласовано их меньше в индивидуальном плане. Помимо графика посещения уроков в каждом отдельном предмете ведётся статистика и успеваемость ребёнка, с каждым учитель работает индивидуально исходя из способностей ученика. Детям нужно прививать любовь к обучению, давая свободу выбора нужных им предметов, а не отвращать путём внесения большого количества уроков и домашнего задания.
3.2 Насчёт домашнего задания, его нужно отменить или оставить его выполнение полностью по желанию ребёнка. Российские школьники учатся с утра до обеда в школе, а потом приходят домой и что делают? Учатся, делают домашнее задание. Ребёнок должен учиться в школе, а дома отдыхать или заниматься интересным ему делом. Если обучения в школе ребёнку недостаточно, то зачем ему тогда вообще это обучение? Дома решаем домашнее задание, в школе проверяем, крутая схема. Про социализацию ребёнка никто не думает.
3.3 Если ребёнок учиться не хочет, прогуливает школу, то нужно внести простую санкцию-оставлять его на 2 год в этом же классе и так до бесконечности. Учиться 9 классов является обязанностью каждого ребёнка и у нас, и в Финляндии. Только у нас эти 9 классов учителя мучаются и заставляют детей учиться, а в Финляндии никто не разбирается -прогулял, остаёшься на дополнительные уроки. Не пришёл на них- учишься в субботу. В субботу не пришёл несколько раз -остаёшься на второй год;
3.4 Нужно полностью переработать школьные учебники, искоренить рудименты в тех или иных предметах, которые только мешают развитию российского образования. Также нужно разработать новые общие рамочные правила, регулирующие школьное образование и ввести диспозитивные направления подготовки, которыми учителя по своему усмотрению будут пользоваться или нет.
4. Касательно решения вопроса бесплатности по крайней мере основного общего и среднего профессионального образования. Решается эта проблема очень легко. Обучение для школьников должно будет быть абсолютно бесплатным. Во-первых, обязательность формы и сменной обуви должна быть отменена. Требования к форме нужно полностью убрать, а сменную обувь ввести на добровольной основе или же выдавать её непосредственно в школе в виде тапочек, например. Это принесёт минимум затрат и много пользы. Также следует бесплатно выдавать все канцелярские принадлежности, в том числе и планшеты, как это действует в Финляндии. Бесплатно выдаваемые планшеты на время учёбы можно будет ввести и позже, когда в бюджете будут средства.
В заключение хочется сказать, что на данный момент российская система образования далека от идеала и нуждается в серьезной доработке, а то и вовсе во всеобъемлющей и полной переработке. Но, тем не менее, в ней есть свои плюсы, например, возможность в любой момент сменить свои научные интересы, отношение к учебе и т.д. - ведь никакой дифференциации учащихся по способностям нет. Поэтому, резюмируя всё вышеописанное, стоит произвести заимствования из других образовательных систем, повысить финансирование образования, прививать желание учиться, переработать школьные учебники... дабы образование в России сдвинулось с той мёртвой точки, на которой оно сейчас находится, и чтобы впоследствии российское образование можно было ставить в пример другим странам и образовательным программам.