Как владельцу малого бизнеса, вам, возможно, приходилось нанимать или увольнять сотрудников. Если да, то вы не одиноки. Многие владельцы малого бизнеса просто не могут себе позволить «роскошь» нанимать отдельного специалиста по работе с кадрами. Но неправильное управление персоналом, в конечном счёте может дорого обойтись вам.
Самый разумный совет — это, назначить специального человека для решения кадровых задач вашей компании. Но если у вас совсем небольшая компания, чтобы нанять кадровика, то вам нужно знать кое-что, чтобы обезопасить себя при найме и увольнении сотрудников.
Хорошие отделы кадров тратят бесчисленные часы и ресурсы на разработку комплексных программ адаптации и обучения для новых сотрудников. Они уделяют равное время изложению конкретных протоколов, которым необходимо следовать, когда приходит время увольнять сотрудника. Как владелец бизнеса, вы обязаны придать этим задачам достаточный вес в своём бизнесе, независимо от того, можете ли вы нанять специальную команду по персоналу.
Советы по найму
Наём сотрудников, это одна из важнейших задач, которые стоят перед собственником малого бизнеса. Команда, которую вы соберёте, окажет огромное влияние на вашу компанию, поэтому важно умерить своё волнение по поводу найма с помощью логики, и убедиться, что вы делаете всё правильно, по букве закона и не упускаете из виду ни одну из важных деталей.
Первый шаг
Изучение законодательства вашей страны. Как правило, это изучение трудового кодекса. В нём прописывается, что вы можете делать, а что нельзя: продолжительность испытательного срока; документы, которые работодатель может потребовать; какую заработную плату вы можете предложить; какие условия работы могут быть и так далее.
А также вы заранее должны знать, сколько налогов нужно будет платить, и какую отчётность подавать в связи с наймом новых сотрудников.
Ещё до найма сотрудника, вы должны знать, как и за что вы сможете уволить сотрудника (с точки зрения закона).
Второй шаг
Создание эффективных объявлений о приёме на работу и вопросов для собеседований. То есть на ваше объявление должны откликнуться именно те специалисты, которые вам нужны. Предложите слишком большую зарплату и хорошие условия, и вас завалит предложениями кандидатов, и вы потеряете много времени, разбирая все эти предложения. Предложите слишком мало, и у вас вообще не будет кандидатов.
Читайте также: Кредит в рассрочку. Кто и на каких условиях может финансировать покупки в рассрочку?
Затем вам нужно будет написать полное и подробное описание должности или вакансий, которые вы хотите заполнить. Прежде всего, вам нужно определить тип занятости, требуемой для предлагаемой работы. Вам нужен сотрудник, работающий полный или неполный рабочий день, или сотрудник по контракту?
Должностные инструкции должны быть достаточно убедительными, чтобы привлекать лучшие таланты, но при этом чётко и прямо описывать задачи, требования и ожидания, необходимые для выполнения должности.
Вы выбрали кандидата — что теперь?
Как владелец бизнеса, вы знаете, что вашей компании нужно. Тем не менее вы должны знать, биографию своего сотрудника. Особенно если сотрудников у вас ещё совсем мало, и «вес» каждого работника будет чувствительным. Навряд ли вам захочется работать бок о бок с бывшим маньяком.
Тут лучше всего проконсультироваться с юристом, как далеко вы можете зайти узнавая подробности биографии кандидата и какие требования по закону вам нужно будет соблюдать. Возможно, вам потребуется письменное согласие работника, что вы будете узнавать его прошлое.
После того как вы наняли сотрудника, вам нужно будет составить конкретный план адаптации и обучения, а также определить, кто ещё из других работников будет участвовать в этом. Будете ли вы сами проводить обучение или отправите проходить какие-то курсы. Определите график и особенности того, что будет включено в обучение, и что вы ожидаете от сотрудника по завершении учёбы и адаптации.
Читайте также: 5 креативных способов использования расширений объявлений Google Adwords
Наконец, вам нужно заранее установить график и процесс проверки сотрудников и корректировок вознаграждения и убедиться, что сотрудники хорошо понимают, как и когда это будет происходить.
Советы по увольнению сотрудников
В идеальном мире вы нанимаете сотрудника и он работает до самой пенсии, для него интересы вашей компании дороже всего и все довольны. И тогда единственное что вам нужно будет знать, это как правильно отправить его на эту самую пенсию. Увы, но в реальном мире, маловероятно, что вам, как владельцу небольшого бизнеса нужно будет знать, как отправлять сотрудников на пенсию. Разве что, вы решите специально прокачать этот навык и взять человека, которому до пенсии осталось совсем чуть-чуть.
В реальном мире так бывает редко. Постоянно что-то случается, и обстоятельства меняются. Творческие различия, проблемы с производительностью, снижение прибыли компании, продажа бизнеса и множество других неизвестных причин могут вызвать необходимость увольнения сотрудников.
Если вам нужно уволить сотрудника, важно убедиться, что вы делаете это безопасно и законно.
Прежде всего, увольнение никогда не должно быть неожиданностью. Если есть проблемы с работой, если вы чем-то недовольны, то сообщите об этом сразу. Если это мелочь и в первый раз, то можно ограничиться простой устной беседой. И обязательно выслушать самого работника. Возможно, он просто не понял, что от него требуется.
Но если это что-то крупное, или мелочь, но которая происходит не в первый раз, то вам опять-таки нужно будет провести беседу, но на этот раз, подкрепить его документацией. И желательно, чтобы сотрудник подписал эту бумагу, подтвердив, что беседа действительно была.
Читайте также: Как начать фотографический бизнес?
В большинстве случаев уже одного этого будет достаточно, чтобы сотрудник одумался. Но если уволить всё же придётся, то имея на руках документы, доказывающие, что были веские причины для увольнения, работник не сможет оспорить увольнение через суд.
Следующий момент — увольнение всегда следует оформлять лично, а не по телефону или мессенджеру, независимо от того, насколько хорошо это сделано.
Увольнение сотрудника никогда не бывает приятным, поэтому вот советы, которые помогут сгладить эту неудобную ситуацию:
- Не делайте это на личном уровне. Держите личные разногласия и проблемы в стороне от разговора и придерживайтесь фактов, объясняющих, почему было принято решение об увольнении.
- Будьте ясны и конкретны. Укажите конкретные причины решения и предоставьте необходимую документацию, например, отчёты о производительности или отзывы.
- Свои эмоции держите под контролем. Даже если человек, которого вы увольняете, становится эмоциональным и начинает шуметь, для вас важно сохранять спокойствие и сосредоточенность.
- Обратите внимание на детали. После завершения увольнения необходимо собрать всё, что может дать сотруднику доступ к зданию, включая бирки с именами, ключи от кабинетов и прочее. И также сразу нужно закрыть доступ ко всем программам и системам, чтобы сотрудник больше не смог в них зайти и отомстить.
- И наконец, если бывший сотрудник угрожает вам или у вас есть основания думать, что увольняемый сотрудник будет действовать неадекватным способом, то свяжитесь с местными властями.
Нет сомнений в том, что наём новых сотрудников — одна из самых приятных частей ведения бизнеса, а увольнение — одна из самых неприятных сторон. Следуя советам из этой статьи, вам будет легче выбирать новых сотрудников, и спокойнее увольнять работников, с которыми вы должны разойтись.