Рав Шимшон Давид Пинкус
«Но при всем том, когда они будут в стране своих врагов, Я не стану презирать их и гнушаться ими» (Ваикра, 26:44).
Есть два пути, по которым Всевышний проявляет Свое милосердие. Первый вариант – как сказано у пророка Йешаяу (63:7-10): «Милости Г-спода напомню – восхваления Г-спода, как (следует) за все, чем воздал нам Г-сподь и также великое благо дому Израиля, которым воздал Он ему по милосердию Своему и по безмерным милостям Своим». Какова же эта милость? «Сказал Он: “Несмотря ни на что, они – Мой народ, дети, которые лгать не будут”, и стал их Спасителем! Во всех их бедах – Он (тоже) в беде, и ангел от лица Его их спасает. В любви Своей и в Своем милосердии Он их избавил, и поднял их, и превознес на все дни вселенной!» Это – милосердие Всевышнего, которое мы видим посредством чудес и спасения, которое Он посылает нам.
Однако, говоря о милосердии, пророк упоминает и другой его вид: «Они ослушались и опечалили Его святой дух, и обернулся Он им врагом, и воевал с ними». Когда народ Израиля потерял свою святость, Всевышний не бросил его, не отчаялся в евреях, а как бы превратился в их врага и стал воевать с ними. Это тоже – милосердие Всевышнего. Это подобно тому, что отец убеждает сына вести себя хорошо, а когда сын не прекращает своих дурных поступков, отец бьет его, но не отчаивается в нем.
Известно, «все, что делает Милосердный – делает к добру», страдания – это очень хорошо. По-простому, добро, которое заложено в страданиях, заключается в том, что в итоге, благодаря им, человек раскаивается. Однако это не истинное понимание добра, заключенного в страданиях. Добро раскрывается не только в конце, сами по себе страдания – это добро, как сказал царь Давид: «Розга твоя и опора твоя меня утешат».
Можно привести в пример овцу, которая отстала от стада, и теперь идет под палящим солнцем, страдая от жажды. Пастух долго ищет ее, а когда находит, кричит на нее и бьет ее палкой. Сами эти удары утешают овцу, она любит их, и не только потому, что знает, что сейчас ей дадут попить. В этих ударах она ощущает, что пастух близок к ней, он заботится о ней.
Когда Всевышний «бьет» нас, в этом проявляется Его близость к нам, это и есть само добро: Всевышний заботится о нас, а не отворачивается от нас.
Перевод: г-жа Лея Шухман
https://t.me/beerotitzhak/485