В 1970-80-х годах надпись «Made in Japan» имела магическую силу. И не надо было знать английский. Надпись эта сама по себе, без всякого гарантийного талона, давала абсолютную уверенность в той вещи, на которой она имелась. Была ли это куртка-«аляска», кассетная дека, пленка для магнитофона, виниловая пластинка или шариковая ручка – любая вещь Made in Japan обретала волшебные свойства. Ее качество казалось недостижимым, просто инопланетным (кажется, так было не только в СССР – вспомните название концертного диска 1972 года Deep Purple «Made in Japan»). Японцы добились того, чего не удалось нам-трудягам со своим «знаком качества». Да, «Made in Japan» - это был известный всему миру знак качества.
На настоящих японских часах этот знак тоже стоял, разумеется. Как и сейчас, японская часовая промышленность в те годы была представлена четырьмя основными производителями – Seiko, Citizen, Casio и Orient. Нормальный человек без валютных сертификатов купить их мог только с рук, у барыг, и стоили они дорого. Модели были, по большей части, кварцевые – это же восьмидесятые! И попадалось множество подделок из Гонконга. Да, подделок Casio или Seiko! Сам пару раз попал, прежде чем научился определять «чуму».
Нюансы были даже с безусловно оригинальными часами. Если на циферблате в традиционном месте под 6-ю часами стояла надпись Made in Japan – значит, часы произведены в Японии, другая же надпись (Japan mov’t или Jn movt) означала, что в Японии сделан только механизм, а сами часы собраны неизвестно где. На «чисто японских» часах была общая для всех четырех брендов система нумерации. По номеру часов можно было легко понять, в каком году и даже месяце они были произведены. Эта система, кстати, работает и поныне. А «нечисто японские» проштамповывались как придется.
Я начинал с простых механических Orient, Seiko и Citizen и быстро понял, что их недорогие механизмы не настраиваются при производстве, а, может быть, и не настраиваются в принципе. Они ходили, как хотели. Точность хода всегда была важна для меня, и я обратился к кварцу. Тут с точностью было все в порядке. И с неприхотливостью. Как-то у меня был купленный неновым Casio, я, по обыкновению, проверил, держат ли его уплотнители воду. Сделал я это, держа часы под сильной струей холодной воды. Они потекли. Да что там потекли – их залило полностью! Я вытряс из корпуса воду, как мог просушил и потом без каких-либо последствий носил, пока на что-то не обменял. Правда, такой случай был исключением – «японцы» прекрасно держали воду, даже имея простую защелкивающуюся заднюю крышку-«хлопушку» с плоским уплотнителем.
В общем, японские часы меня не разочаровали, качество, по сравнению с нашими «Полетами», «Славами» и «Ракетами», соответствовало ожиданиям. Но через какое-то время я купил свои первые механические швейцарские часы, «лунную» Omegaначала 1970-х годов, потом Rolex DayJust, потом GMT-master… Seiko и Casio ушли в тень, к «Полетам» и «Славам». И я надолго позабыл о «Made in Japan».
Благодаря кварцевым 1980-м, японские часы захватили львиную долю часового рынка за счет своей надежности и, главное, доступности. Но при этом они потеряли в имидже, стали ассоциироваться с массовым производством и дешевизной - а ведь еще в 1960-х механические часы Seiko, например, в США стоили совсем ненамного дешевле Rolex. Этот имиджевый разрыв увеличился в 90-х во время Ренессанса механических часов. Расцветать у японцев было нечему. Они не вкладывались в разработку механических калибров, не развивали ничего, кроме кварца. В отличии от швейцарцев, у которых был столетний запас механических инноваций. Разумеется, и швейцарцы выпускали десятки миллионов дешевых часов, кварцевых и механических, именно они приносили и приносят швейцарской часовой промышленности основной доход. Но при этом у них есть известные всему миру механические образцы высокого швейцарского качества – JLC, VC, например, или PP, которые смогли пережить голодные годы «кварцевого нашествия». Если же ты не можешь себе позволить их купить, то можешь купить что-нибудь тоже швейцарское, пусть недорогое, но с отсветами того «божественного сияния». Подобный «отсыл» очень эффективен, прекрасный образец маркетинга.
Японцы, казалось, не обращали на это внимание. Их главный рынок сбыта был в собственной стране и в Юго-Восточной Азии. Дорогие модели, как правило, не продавались вне границ Японии. Seiko выпускала все свои модели высокого класса только для внутреннего рынка, так же как и такие премиальные саббренды, как Credor и Grand Seiko. Citizen и Casio тоже имели свои линейки относительно дорогих моделей «костюмников» и спортивных часов. Некоторые модели были специально адаптированы для европейцев и в виде эксперимента выпущены на волю. Так, Seiko в конце 90-х продавала на европейском и американском рынках большие и сложные дайверы SLD005, удачно изменив дизайн своей титановой модели SBCP001 для внутреннего рынка. Эти часы с автоматическим аналоговым датчиком глубины и девятью стрелками стоили в США 1350 долларов (за 1500$ можно было купить стальной Rolex DayJust). Но попытка не удалась, немногие были тогда готовы покупать Seiko за такие деньги. Эти замечательные дайверы выпускались всего 4 года и еще долго потом пылились в витринах магазинов.
Тем не менее, многие модели для внутреннего рынка были востребованы в Европе и США. Особенно дайверы, дизайн которых был так не похож на то, что предлагали швейцарцы. Их привозили из Японии серые дилеры, а с расцветом интернет-торговли нужную модель можно было заказать на японских сайтах. Разумеется, на такие часы не было никакой международной гарантии, ремонтировать и обслуживать их надо было на родине.
С середины 90-х почти все японские компании, кроме Seiko, сосредоточившись на кварце, прекратили развивать направление механики, оставив лишь производство массовых дешевых моделей. Orient продолжал производить недорогие (от 50$ до 300$) механические часы, в основном для азиатского рынка. Citizen максимально сузил свою коллекцию механических часов, но все же сохранил их выпуск, используя, в основном, бюджетные калибры 8200 серии. При этом, принадлежащая Citizen компания Miyota увеличила производство механических калибров для продажи «на сторону» (Китай, Европа, Индия). Casio, собственно, и не производил механику. И только в Seiko не забросили механические часы, широко используя в своих массовых моделях недорогие калибры, при этом развивая дорогие в доступных только на внутреннем рынке коллекциях GS и Gredor.
В результате, к началу 2000-х японские часы устойчиво ассоциировались у широкой публики лишь с качественными кварцевыми часами средней ценовой категории. То, что Seiko и Citizen в 60-е годы, до появления кварца, составляли конкуренцию тогдашним швейцарским брендам первой величины, было начисто забыто (линия Chronomaster у Citizen, Chronometer у Seiko). Как забыли и то, что именно Seiko выиграли «гонку хронографов», представив в 1969 году первый в мире автоматический хронограф, опередив щвейцарских конкурентов на несколько месяцев.
Citizen и Casio, следуя кварцевым путем, определили свою рыночную нишу и ценовой потолок. Стоимость новых часов этих брендов, за редким исключением, не превышает $10K. И то, это цена часов ограниченных серий, претендующих на коллекционную ценность. Нелимитированные же модели высшего ценового сегмента предлагаются по 1500-3000$. И такая цена рассчитана на местных клиентов, ведь только очень увлеченный любитель кварцевых часов из США и Европы будет готов заплатить такие деньги «за Касио». На местном же рынке лояльность родным брендам очень велика.
Seiko выбрали вариант развития сложнее. Они разрабатывали дорогой кварц, совмещая в электромеханических часах элементы традиционных механизмов и новых технологий, как это делали в восьмидесятых годах в Швейцарии (колесную цепь ставили на камни, старались меньше использовать пластиковые детали, даже украшали элементы кварцевого механизма и пр.). И одновременно они совершенствовали линейку своих механических калибров, предлагая варианты от простых и дешевых до дорогих и настраиваемых вручную.
Надо заметить, что механизмы в часах Seiko на заводе вручную не настраиваются. Их просто собирают из сделанных в определенных порогах точности деталей и узлов и вставляют в корпус. На механизме даже выбито «не настроенные». Это позволяет сэкономить на самой затратной операции – ручной настройке в 5-ти или 6-ти положениях. Настраивают только механизмы GS и Credor. Поэтому точность обыкновенных часов определяется качеством производства точно рассчитанных элементов механизма (таких, например, как баланс) и случайностью. Один из первых недорогих механизмов, технология производства которого сама по себе позволила добиться довольно высокой точности без настройки, – 6R15.
С 2000-го по 2018-й Seiko активно продвигала инновационный механизм Spring Drive, представляющий собой сложный гибрид механики и электроники. Этот уникальный механизм имел среди широкой публики ограниченный успех, несмотря на все затраченные усилия.
Seiko с опозданием пыталась повторить то, что удалось швейцарцам в 90-х – построить имиджевый локомотив, который потащит за собой все остальные вагоны. С 2010 года Seiko начали продвигать свои внутренние линейки на внешний рынок. Даже открыли миру GS. Мир удивился, что японские часы могут столько стоить. Seiko, пусть даже и Grand, за $15K?! Японцы же удивились, что мир удивился. Для японцев GS – эталон и безусловный лидер в дорогих часах. Ну, почти как PP для европейцев. Понятно, что они должны быть дорогими.
В 2011 году по моей просьбе товарищ привез мне из США GS SBGC005. Нашел их с трудом, в стране тогда были только одни такие часы. Титановые с золотом, хронограф Spring Drive на 50 камнях, с двойным временем, индикатором запаса хода и водозащитой 100 м.
Очень красивые, с необычно большими пушерами, они привлекали к себе внимание. Все интересовались, конечно. Узнав, что это Seiko, с недоверием качали головой – надо же! Узнав, сколько они стоят, тоже качали головой, но уже с непониманием – надо же!
Вот с таким же непониманием столкнулись и в Seiko, когда с гордостью представили всем скрываемое годами мастерство.
К Spring Drive, который и должен был стать чудесным локомотивом, любители часов отнеслись без особого интереса. Японцы не понимали, почему. Это же разумно, рационально, это же продвинутые технологии! Но механические часы по сути своей нерациональны. Побившись какое-то время, Seiko сдались. Spring Drive стал спускаться из GS в линейки Prospex, а во флагманы вернулась чистая механика. Чтобы было меньше путаницы, GS выделили из Seiko отдельным брендом класса luxury (и подняли цены на модели), а Credor ушел в небесную высоту высокого часового искусства. Японцы осознали, что высокие технологии, это, конечно, хорошо, но за феноменом притягательности механических часов стоят их архаичность и как раз та нерациональность, с которой они пытались бороться.
В этом году Seiko выпустили новый механический калибр, очень продвинутый по часовой инженерии, но не переходящий грани технологического прорыва. И впервые в своей практике представили турбийон (несмотря на то, что еще несколько лет назад CEO Seiko заявлял, что разрабатывать часы с подобными никому не нужными усложнениями компания не собирается).
Пока это единственная японская компания, откусившая кусочек традиционно швейцарского рынка. Да собственно Seiko - единственная компания в мире, кому это удалось! Попытались было немцы, но были тотчас «съедены» швейцарцами. Насколько Seiko удастся убедить избалованную часовую общественность, что их механика достойна войти в божественный пантеон, покажет время.
Citizen и Casio, казалось, на это не претендуют. Продукция, которую они сейчас предлагают, оригинальна и весьма конкурентна в своих сегментах рынка. Но она не бросает вызов альпийской конфедерации.
Флагманы Casio, вечно молодые G-Shock, откровенно, даже агрессивно кварцевые и этим нравятся многим. Конечно, то что их некоторые модели стоят $5K - $7K не может не удивлять (за что?!), но это свободный рынок, значит, есть спрос и за эти деньги. Некоторые лимитированные модели, такие, как G-Shock Takashi Murakami, например, выставляют на вторичном рынке от $20K и выше, но это уже игры коллекционеров.
В Citizen продолжают совершенствовать свои кварцевые механизмы, использующие фирменную систему безбатареечного питания Eco Drive, придуманную еще в 76-ом году. В прошлом году создали рекордно тонкие Eco Drive One. По своему качеству и характеристикам лучшие кварцевые калибры Citizen не уступают калибрам GS, а по сложности, возможно, и превосходят. Механические же часы этой марки собираются, в своем большинстве, в Китае с использованием японских механизмов. Механизмы производит дочерняя компания Miyota, не отказывающая в них никому. Не так давно Citizen представили два новых механических калибра 0950 и 0951. Эти калибры могут конкурировать с знаменитым ETA 2824 - самом, наверное, массовом часовом механизмом в истории. Швейцарские законы серьезно затруднили поставки этого неубиваемого и сравнительно недорогого часового двигателя нешвейцарским производителям. Но свято место пусто не бывает! Со стороны Citizen это, наверное, перспективное решение. Кстати, в механическую модель своей высшей линейки Сampanola Citizen поместил… швейцарский механизм! Да, механизм компании "La Joux-Perret", несколько лет назад купленной Citizen. Какова ирония – механизмы Miyota, наоборот, используют многие европейских часовые компании!
Впрочем, в прошлом году Citizen, в добавление к калибрам 0900 серии, предназначенных тикать в часах средней ценовой категории, неожиданно представили публике еще один новый механизм 0200, современной архитектуры и high-end уровня, который может стать базовым для дальнейшего многообещающего развития.
С этими тремя новыми калибрами, вышедшем год назад калибром 9015 и проверенным старым 8203 Citizen имеет возможность представлять свою механическую продукцию во всех основных ценовых категориях – начальной, средней и высокой. Возможно, что компания, взяв пример с удачливых соотечественников из Seiko, всерьез вознамерилась вернуться на рынок механических часов.
Что же касается меня, то я вспомнил о «Made in Japan», когда заинтересовался Spring Drive и потом GS. Когда-то я самонадеянно посчитал, что «перерос» японские часы, не подумав, что они не будут стоять на месте. Я обнаружил, что японцам удалось не только сохранить то своеобразие дизайна, которым их часы, особенно дайверы, отличались еще тридцать лет назад, но и развить его под стать современным технологиям и нынешней часовой моде. И дело, конечно, не только в дизайне. Японская часовая индустрия, начав развитие с копирования европейской, во время «кварцевого кризиса» смогла добиться технологического преимущества, которое весьма эффективно использовала. Это преимущество позволило японским часам выйти за границы азиатского рынка и завоевать весь мир. Японская часовая индустрия пошла своим путем и этот путь привел ее к успеху.
Хотя лично у меня результат вызывает двойственное чувство. С одной стороны, японские часы получили мировое признание и захватили ощутимую долю часового рынка, с другой стороны, благодаря своим кварцевым часам они потеряли свои позиции в высокой часовой инженерии, которая была у них в конце 50-х и 60-х. Впрочем, кажется, Seiko собирается повторить попытку… Удачи им в этом!
Японские часы надолго задержались на мировом рынке - в отличии от японской электроники, курток-алясок, виниловых пластинок и шариковых ручек - и не собираются никуда уходить.
И, хотя того монолитного бренда «Made in Japan» из 80-х уже больше нет, его магия осталась и эта надпись на циферблате часов значит тоже, что и сорок лет назад – они вас не подведут.