Сонную тишину деревни разорвал рев десятков байков, и площадка у старинного храма разом стала тесной. Крепкие мужики в кожанках, меняя краги на рабочие перчатки, толпой подошли к дверям церкви. Там их уже поджидал местный батюшка.
Вместо майских шашлыков байкеры колонной приехали в коми деревню Ляли - субботничать. Отец Владимир - настоятель Богоявленского храма в соцсетях позвал помочь разобрать завалы на втором этаже храма. Среди пенсионеров и верующих женщин оказались дюжие парни из мотоклуба "Зыряне". Был здесь и необычный прихожанин коптской веры - студент-медик из Египта Марко Эйсса (о нем писали здесь). А его однокурсник Паван Кумар из Индии приехать не смог, но приготовил для всех прасад - национальное блюдо, которое используется в храме как подношение.
На субботник выбрались с детьми и мы. С отцом Владимиром познакомились пару лет назад, когда он стал настоятелем Богоявленского храма. С тех пор сами собой завязались ниточки и с храмом, и с его защитником. Батюшка рассказывал и местные легенды (Храм в Лялях не прощает кощунства вандалам), помог найти родных бездомному (Невероятная история: дочь всю жизнь искала отца, а нашла в подвале недалеко от дома).
Богоявленский храм XIX века десятилетия стоял заброшенным. Как и многие другие церкви, его использовали под склад, пытались устроить клуб. Но в 90-е храм остался без присмотра – с пустыми глазницами окон, распахнутыми дверьми и распотрошенным нутром.
Последним испытанием стал пожар на втором этаже – храме в честь Успения Божией Матери. Как говорят деревенские жители, он случился летом после грозы. По другим легендам, виноваты были двое молодых людей, которые ради забавы разожгли костер. Сгорели остатки иконостаса и пол, обуглились огромные балки, удерживающие каркас кирпичного здания.
Могучие бревна да горы обвалившейся от сырости кирпичной кладки – все, что осталось сейчас в верхней части Богоявленского храма. Но даже эти обломки впечатляют массивностью и вековой крепостью.
- Разбирая кирпичную труху, песок, утепление из травы, которое использовали строители в XIX веке, мы откладывали в сторону огромные кирпичи - раза в два больше нынешних.
- Решили заменить старый качающийся настил и положить новый. Так оказалось, что одна старинная тесаная доска по ширине перекрывает три современных худых досочки!
- А балки (на фото вверху), даже после того как они обуглились в пожаре, не обхватить в одиночку руками. Каждая из них в диаметре не меньше 70 см и длиной 6 метров - так что надежно соединяет противоположные стены храма.
Долгое время пустой и безмолвный храм ожил: стучали молотки, звенели о камни лопаты, визжала бензопила. Столько людей храм в Лялях не видел, пожалуй, больше полувека.
Порой прилетало по пальцам кирпичом. Ветер поднял такую пыль, что застилало глаза, скрипело на зубах, а вся одежда покрылась слоем трухи. Но работалось весело, споро и без принятого на стройке и в мужском коллективе мата.
Казалось, с такой могучей командой мигом удастся навести порядок, подготовить площадку для основательного ремонта. Но ни помощь крепких байкеров, ни день дружной работы ситуацию кардинально не изменили.
Оценив сделанное за день, поняли: наш вклад на фоне разрухи едва заметная крупинка. Восстанавливать здание придется не один год. Трудно представить, найдется ли столько средств и пожертвований, чтобы вернуть храму первоначальный вид. Что ж, начнем с малого.
Ставьте 👍, подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте другие истории: ✔️ Как йога спасла космонавта от замерзания на Крайнем Севере ✔️ В покинутой деревне записка из 10 слов спасла дом от разорения