Найти тему
Модная лавка 19 века

Робкие барышни приехали на бал… Зачем художник Тиссо написал две похожих картины на один сюжет?

Джеймс Тиссо – популярный французский художник второй половины 19 века. Его полотна красивы и напоминают салонную живопись. Однако в картинах Тиссо есть глубина. Да и сам художник не был человеком поверхностным. Он участвовал во франко-прусской войне (1870-1871), а потом уехал в Лондон из-за сочувствия к Парижской коммуне.

Среди картин Тиссо есть две очень похожие. Первая написана в 1873 году. Она называется «Слишком рано».

Мы видим здесь пожилого господина и трёх девушек. Они приехали на бал. Танцы ещё не начались, в зале почти никого нет. Только кавалер с дамой да женщина в бело-жёлтом наряде возле музыкантов, возможно, она – хозяйка особняка.

Девушки слегка смущены. Чувствуется, что они волнуются. Вдруг их не пригласят танцевать, и придётся весь вечер «подпирать стену», наблюдая за счастливыми соперницами? Такое случалось на балах.

«Молодые девушки забыты»… Почему барышням 19 века было трудно найти женихов и партнёров по танцам?

Джеймс Тиссо. "Слишком рано", 1873 год.
Джеймс Тиссо. "Слишком рано", 1873 год.

Проходит двенадцать лет. И Тиссо пишет ещё одну картину на аналогичный сюжет.

Здесь – тоже пожилой господин и три девушки в бальном зале. Они даже одеты в платья тех же цветов, что и на картине 1873 года!

Картина называется «Les demoiselles de province» – «Провинциальные барышни».

Они так же волнуются перед балом, как барышни на картине 1873 года. По сути, вся разница – лишь в композиции да фасонах платьев.

Джеймс Тиссо. "Провинциальные барышни", 1885 год.
Джеймс Тиссо. "Провинциальные барышни", 1885 год.

Интересно, что побудило Тиссо нарисовать вторую картину спустя 12 лет после первой? Что он хотел нам сказать?

Может быть, то, что меняются моды и времена, а девушки остаются такими же?

1880-е – время женской эмансипации. Нравы стали более свободными, чем в 1870-х. Супружескими разводами уже никого не удивить…

А теперь сравниваем наряды.

Я уже много писала о моде 1870-х. Поэтому размещу лишь пару модных картинок для сравнения.

Наряды с большими турнюрами во всём великолепии. 1873-1874 годы.

Вот это – 1873 год:

Бальное и нарядное дневное платья, 1873 год.
Бальное и нарядное дневное платья, 1873 год.

А это – 1884. Силуэт платья уже совсем другой:

Вечерние или бальные наряды, 1884 год.
Вечерние или бальные наряды, 1884 год.

Картина «Провинциальные барышни» датируется 1885 годом. Но девушки одеты по моде 1883-1884: Как должны одеваться героини романа Мопассана «Милый друг»?

  • Женские платья стали облегающими в 1878 году. С 1882 года юбки и турнюры начали снова расти.
  • Причёски 1880-х отличаются от причёсок 1870-х. Они меньше и без каскада локонов, падающих на шею и плечи. Чёлки остались в моде, но теперь они больше закрывают лоб, чем лет десять назад.

Картина Джеймса Тиссо, где изображена дама в таком же розовом платье, как на картине "Слишком рано".

Джеймс Тиссо. "Тише"!, 1875 год.
Джеймс Тиссо. "Тише"!, 1875 год.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья!