Найти тему
Авто Разбор

Не покупайте автомобиль, не прочитав эту статью. Возможно, вы просто зря потратите деньги.

Покупка автомобиля. А нужен ли он вам?

Так уж сложилось, что довольно часто сталкивался (да и сейчас сталкиваюсь, но к счастью уже реже) с просьбой помочь с выбором и покупкой автомобиля. Обращались друзья, знакомые, знакомые знакомых ну и так далее. Автоподбором никогда не занимался, да я тогда и не знал что это такое :) Помогал бесплатно, обычно советами по телефону, когда позволяло время - выезжал и помогал с осмотром. Накопился определенный опыт. Особенно ценный, как я считаю, в области дальнейшей судьбы тех, кто автомобиль покупал. Автотематика мне была интересна - я был рад такому общению и собирал для себя статистику. А люди, кому я помогал с покупкой - часто звонили и потом - спрашивали как что сделать, где это лучше делать, почему у них что-то перестало работать и так далее. И вот сейчас, поскольку времена для многих не простые, решил поделиться опытом.

Надеюсь, статья для многих окажется полезной. Возможно, кого-то оградит от ненужной покупки или позволит избежать дополнительных проблем. Многие люди и сами не понимают, для чего им нужен автомобиль. Покупают его просто по привычке, это как некий пережиток прошлого - автомобиль - это показатель статусности, дополнительная свобода... При чем многие покупают просто потому что.... Ну... Так положено, что-ли.... "У всех друзей есть - и мне тоже надо". "Пришел с армии - надо и машину покупать". А по факту - действительно ли вам нужна машина? Будет ли она показывать ваш высокий (ну или как минимум выше чем у других) статус в обществе? Вы уверены, что приобретение самобеглой повозки марки ТАЗ 21014 тысяча восемьсот мохнатого года выпуска с выпашим дном и отвалившейся задней балкой сильно повысит ваш статус в глазах окружающих? :-) Получите ли вы дополнительную свободу, или наоборот будете скованы рядом появившихся проблем, о которых до покупки автомобиля даже не задумывались? В этой статье постараюсь раскрыть все эти вопросы.

Итак, если вы решили приобрести автомобиль - задайте себе главные 3 вопроса. Ответив на них самим себе честно, отбросив тупое "хочу и все" и прочие вредные мысли - непредвзято и с холодной головой - возможно уже на этом этапе вы поймете, что автомобиль-то вам, собственно, и не нужен. Останутся еще вопросы - задавайте в комментариях или в чате на этом канале - буду рад помочь.

1. Для каких целей вы покупаете автомобиль, чего вы от него хотите?

2. Вы уверены, что готовы и сможете его содержать?

3. А вы точно уверены, что он вам вообще нужен?

Теперь давайте подробнее разберем эти вопросы.

1. Тут особо разбирать нечего, поэтому кратко. Вам нужно понять для себя, в каком режиме больше всего будет эксплуатироваться автомобиль. Пример типичной ошибки - у вас большая семья, есть дача. Соответственно, вам часто нужно возить много людей и чуть реже много багажа и людей :-) А вы мечтаете приобрести себе спорт-купе. И если вы его купите - с первого же дня начнете получать негатив от родни и мучаться мыслью - а как вот это все запихать вот сюда? И как с таким маленьким клиренсом проехать после дождя по тракторной колее, которая гостеприимно ведет в направлении вашей дачи? Проще говоря, машина подбирается под те задачи, которые ей предстоит решать наиболее часто и больше всего. Остальным стоит пренебречь. Если позволяют финансы - купите себе спорт-купе, а на повседнев какой-нибудь универсал или кроссовер.

2. Не будем рассматривать вопрос с приобретением автомобиля в кредит. Дело это крайне неразумное, даже обсуждать не хочется. Почему не нужно покупать автомобиль в кредит - кому интересно пишите в комментах, будет много интересующихся - напишу отдельную статью с цифрами. Обычно люди думают примерно так - "Ну, мы с женой на двоих 50 000 руб в месяц зарабатываем. 10 отдаем за коммуналку, еще 10 уходит на еду, ну там в районе 5 рублей на ребенка - садики, секции и прочее. Ну еще на просто пожить - когда как. Итого примерно 15-20 у нас остается. Че там, страховку раз в год заплатить, ну там колеса купить иногда, а так тока бензин." А потом выясняется, что что-то вы обязательно не учли. Парковку, если вы живете в городе, какие-то внеплановые ремонты, ДТП, еще что-то. И получается, что как бы перед покупкой у вас все вполне срасталось, а после покупки ваш любимый автомобиль сосет деньги не хуже пылесоса и особой радости не доставляет. Поэтому перед покупкой старайтесь максимально продумать и просчитать все возможные расходы. Вообще, хорошая практика (напомню - речь идет о покупке не в кредит) - стоимость приобретаемого автомобиля не должна превышать полугодовой доход вашей семьи. Если в месяц вы зарабатываете 50 000 руб, то 50 000 х 6 = 300 000 руб. Соответственно, лучше бы вам пока не задумываться о приобретении. Ибо новый автомобиль за 300 000 вы не купите. А покупка подержанной машины - это весьма рискованное мероприятие. А если у вас нет опыта или вообще это ваш первый в жизни автомобиль - категорически не рекомендую и искренне отговариваю от подобного поступка. Это из категории "слабоумие и отвага". :-) Про покупку подержанного авто будет отдельная статья скоро - читайте, там я все подробно разложу. Напомню - я занимаюсь авторазбором. Я разбираю именно подержанные автомобили и в отличие от перекупов и автоподборщиков, я вижу их "изнутри". Вижу то, чего ни они ни часто даже автосервисы не видят. Поэтому поверьте, я знаю о чем говорю.

3. Этот вопрос чисто экономический. Давайте в качестве примера возьмем что-нибудь типа Лада Веста стоимостью в 700 000 руб. И будем исходить из того, что ваша потребность в перемещении - это утром уехать на работу, вечером вернуться. Вот вы купили автомобиль за 700 000 руб. Также вы купите, почти всегда, комплект резины. Допустим, еще 10 000 руб. Страховка.... Тут очень индивидуально, но пусть будет еще 10 000 руб. Городской житель за год в среднем проезжает 15 -20 тыс. км. Соответственно, если вы будете делать ТО по регламенту, то это примерно 1 ТО в год. По факту как минимум замену масла в двигателе надо осуществлять каждые 2-5 тыс. км пробега (в зависимости от режим эксплуатации), но об этом будет отдельная статья. Если вы являетесь истинным адептом секты свидетелей сервисной книжки и яро веруете во все что там написано и заявления дилера как пророка ее - дело ваше. Но ни одно масло 15 000 км не ходит по определению. Кстати, по маслам, присадкам и периодичности их замены также будет отдельная, довольно большая статья.

Допустим, плановое ТО встанет вам в 10 000 руб. Дальше допускаем, что машиной вы будете владеть года 3 (как обычно сейчас и делают), а потом продадите ее и купите новую. Думаю, что купив Весту сейчас за 700 000 руб, года через 3 вы продадите ее примерно за 400-450 тыс. Уже здесь вы теряете 250-300 тыс. руб. Просто так, на ровном месте.

Итого, считаем. Машина 700 000, резина + страховка 20 000, ТО 10 000, парковка 2 500, бензин в среднем 5 400 в месяц (но цены на него растут быстрее, чем вы успеваете отъехать от заправки :-) ). Итого за 3 года получаем (стоимость покупки автомобиля (разово) + годовые расходы на его содержание, умноженные на 3 (3 года ездим, потом продаем) минус сумма продажи, т.е. сколько денег вы себе вернули). Для простоты расчетов не задумываемся, что сумму, вырученную с продажи, вы тут же вбросите в покупку нового авто :-) Получается 1 074 400 руб. Вычитаем сумму продажи авто через 3 года, пусть даже 450 000 руб. Итого 624 400 руб.

Чтобы сильно не затягивать, итак статья довольно объемная получилась, подведем итоги. Прикиньте сами. Даже если вы по всем своим нуждам будете ездить исключительно на такси - на работу/с работы, в гости, по магазинам... И даже если вы для поездок куда-то будете брать авто в аренду (есть соответствующие компании) за 2-3 тыс. руб. в сутки, допустим, 5-6 раз в год с поездками на 3-4 дня каждый раз - у вас все равно получится гораздо дешевле, чем купить и содержать собственный автомобиль 3 года. А какие плюсы? Да вот и их не мало. Если вы, допустим, любитель бурно отметить разные торжества - у вас не болит голова где оставить машину, или как с утра сесть за руль если очень надо ехать. В морозы вы не переживаете "заведусь/не заведусь", не дрожите сидя в машине и ожидая, когда она согреется. Вы вообще не паритесь такими вопросами, как покупка резины, запчастей, различных технических жиж, какими-либо ремонтами, страховками и вот этим вот всем прочим. Вам нужно ехать? Вы просто берете телефон, тыкаете пальцем в приложение - и к вам приезжает такси. В котором уже тепло (если зима). Приезжает всегда. Вы просто вызвали. Просто заплатили за поездку. И все - больше у вас никаких проблем нет.

Поэтому, на мой взгляд, решение покупать себе автомобиль в современных реалиях оправдано только в двух случаях. Если он вам реально нужен по работе - не для поездок утром туда, вечером обратно - а реально сфера вашей деятельности требует постоянного и оперативного перемещения, при чем часто по трассе на межгороде. Второе - вы живете в каких-то очень отдаленных ипенях и такси туда вызывать ну очень дорого, а по весне или осенью они туда вообще не ездят, ибо тракторами таксопарки по какой-то причине до сих пор никто оснащать не догадался. Во всех остальных случаях - все решает такси. Собственно, и общественный транспорт тоже никто не отменял.

Удачи вам на дорогах, да и вообще по жизни :-) Будут вопросы - пишите, отвечу.

-2