Почему многие инвесторы сгорают в пламени финансового рынка?
Конечно, не намеренно. Они подталкиваются к самоуничтожению по причинам, не зависящим от них.
Посмотрите на поведение мотылька. Бабочек, летящих в пламя зажженных свечей.
Конечно, это не преднамеренное самоубийство из-за мук неразделённой любви!
Нет, мотыльки, пылающие в пламени, демонстрируют сложные причины своих причудливых моделей полета.
Их действия являются побочным продуктом чего-то более сложного.
Искусственный свет-случайный фактор вклинивающийся в построение маршрутов путешествия летающих насекомых.
Жуки используют такие вещи, как солнце и луна, чтобы держаться определённого курса. Они полагаются на небесные объекты, чтобы перемещаться по небу. Это позволяет им вернуться домой, используя определенный угол, совсем как при движении по азимуту.
Проблемы возникают, когда в поле их зрения появляются такие вещи, как свечи. Тот же самый угол для навигации по звездам заставляет их лететь в пламя и совершать очевидное самоубийство.
Удивительно, но то, что они делают, имеет смысл.
Мы не замечаем, как сотни мотыльков бесшумно и эффективно управляют луной или яркой звездой, или даже сиянием далекого города. Мы видим только мотыльков, кружащих у свечи, и задаем неправильный вопрос: почему мотыльки совершают самоубийство? Вместо этого мы должны спросить, для чего у них есть нервные системы, которые управляют, поддерживая фиксированный угол к световым лучам, тактику, которую мы замечаем только тогда, когда она идет не так. Никогда нельзя было назвать эти действия самоубийством. Это осечка навигации, обычно полезного в жизни компаса.
Мы должны задать тот же вопрос, наблюдая за инвесторами, делающими сомнительные приобретения в свои портфели.
Действительно ли они хотят совершить финансовое самоубийство, или это просто осечка обычно полезного компаса?
Психологам давно известно, что стрессовые семейные конфликты в раннем возрасте оказывают длительное воздействие на личность человека. Что менее известно, так это влияние этих травм на принятие решений, основанных на риске, в дальнейшей жизни.
Травма влияет на жизнь многих людей. Сорок процентов детей переживают развод. Пять процентов страдают от потери родителя.
Они растут и начинают инвестировать на фондовом рынке. Принимают рискованные решения, которые кажутся нелогичными стороннему наблюдателю. Без ведома критиков, их трудное детство или какая-то другая травма помогли сформировать их стратегии распределения активов.
Инвесторы продают на дне рынка или держат свои долгосрочные инвестиционные фонды в наличности по причинам, выходящим далеко за рамки теории управления капиталом.
Проблема усугубляется, когда они не понимают, почему.
Изучение присущих нашей когнитивной операционной системе предубеждений и пристрастий полезно для инвесторов. По крайней мере, это позволяет избежать некоторых из наиболее очевидных ошибок. Это становится намного сложнее, когда инвестор рассматривает личные травмы детства и другие субъективные события.
В следующий раз, когда вы увидите, как мотылек сгорает на огне или инвестор "прогорает" во время коррекции рынка, не спешите с выводами.
Просто используют компас, не по назнаячению.