Найти тему
История и искусство / Artifex

Борис Кустодиев – художник с нелегкой судьбой, ставший известным на всю Россию

«Малограмотные лубки» – именно так некоторые критики иногда отзывались о картинах художника, о творчестве которого сегодня пойдет речь.

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в многодетной семье. Его отец умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Мать зарабатывала на жизнь вышиванием, выполняя специальные заказы, а также на праздниках играла на рояле в домах местных купцов.

Будущий художник сначала учился в церковно-приходной школе, потом – в духовной гимназии. Мать, Екатерина Прохоровна, надеялась, что сын пойдет по семейным стопам и станет священником, как его покойный отец. Но подросток хотел посвятить свою жизнь творчеству, поэтом стал обучаться этому ремеслу. Первым творческим учителем Бориса стал Павел Власов, у которого он брал уроки рисования с 15 лет.

Стоит отметить, что любовь к искусству у юноши возникла от части случайным образом. Дело в том, что в одиннадцатилетнем возрасте Катерина, старшая сестра Кустодиева, взяла его на выставку художников-передвижников. Полотна Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина очень впечатлили мальчика – ничего подобного он прежде не видел. Именно тогда Борис отчетливо решил, что станет художником.

Кустодиев продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, куда поступил в 1896 году. Со второго курса обучался у Ильи Репина и принимал участие в работе над его картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года»
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года»

Начинающий художник в будущем прославится и получит признание, как портретист, однако для конкурсной работы он выбрал жанровую тему. Для написания картины ему потребовалось найти натуру, на поиски которой он выехал (или, как принято говорить в искусстве, отправился на этюды) в Костромскую губернию летом 1900 года. Там он познакомился со своей будущей женой – 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской, посвятившей впоследствии несколько живописных портретов.

В октябре 1903 года с золотой медалью завершил учебный курс, получив звание художника за картину «На базаре».

-2

Под опытным и мастеровитым крылом Репина связан первый творческий заработок Кустодиева. Юный художник с радостью сообщает в Астрахань о том, что начал зарабатывать искусством, и его эскиз «В мастерской художника», который удостоился чести быть выставленным в помещении Общества поощрения художеств, пополнил «казну» на целых 16 рублей. Родные, безусловно, радуются успехам Бориса, а мать, как следует любящей и желающей искреннего счастья ребенку, предостерегает его и советует тому «не слишком восхищаться натурщицами».

«В мастерской художника»
«В мастерской художника»

Завершив учебу, Кустодиев также получил право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Но еще будучи учеником, он удостоился золотой медали на Международной выставке в Мюнхене в 1901 году.

Некоторое время спустя вместе с семьей художник отправился в Париж, где впитал в себя богатую европейскую культуру и рисует сам. Вернувшись из заграничного путешествия, посетив ряд европейских стран, купил землю, построил дом и продолжил работу. Его популярность заметно выросла, о нем чаще писали в прессе. Жизнь в Петербурге тяготила художника, ему не хватало провинций, поэтому именно в российской глубинке он чувствовал себя как дома и наслаждался местными красотами. Также столицу государства, на тот момент, нахлынула революционная волна, из-за которой даже закрыли Академию художеств. Занятия в учебном учреждении возобновились только в 1906 голу.

Кустодиев редко показывал свои политические взгляды, но антиправительственному настроению тому времени явно сочувствовал. Поэтому не удивляет тот факт, что он вошел в редакторскую коллегию сатирического журнала «Жупел», приняв приглашение с неким энтузиазмом. Свой первый рисунок «Вступление» художник посвятил восстание на Красной Пресне и его последующее подавление. Журнал вскоре закрыли, но Борис также отличился в другом издании – «Адской почте».

-4

Но жизнь – штука непредсказуема. Начав год с карикатур, художник закончил его выполнением государственных заказов. Ситуация была такова, что к столетию Финляндского полка Кустодиеву поручили нарисовать портрет его основателя – Александра I. Раздумывать особо не приходилось, поскольку тот, кто рисовал царскую семью, всегда был востребован у именитых заказчиков.

-5

В 1917 году, после начала революции, остался на родине и работал, хоть и разочаровался в большевиках. К сожалению, прогрессировала болезнь, заявившая о себе еще десять лет назад – врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале. Операции, следовавшие одна за другой, давали лишь кратковременный результат в виде временного облегчения. Дошло до того, что пришлось перерезать нервы и выбирать между сохранением подвижностью ног и рук. Жена в тот момент, когда муж был под наркозом, долго не раздумывала: «Руки оставьте, руки! Художник - без рук! Он жить не сможет».

Кустодиев не сдался и продолжал работать. Примечательно, что именно в этот период он создал одни из самых своих ярких картин.

-6
-7

Полотна Кустодиева и без того было наполнено яркими красками и жизнерадостным настроением, что, безусловно, можно отнести к особенностям его творчества. Он любил жанр портрета, но в то же время обожал раскрывать характер героя через пейзаж, интерьер или случайную закадровую сцену. Он также не мог жить без провинции, без глубинки, показывая жизнерадостность здешнего народа, что тоже отразилось в его творчестве.

-8
-9
-10

Художник до последних дней сохранял и мужество, и любовь к жизни, и чувство юмора. В 1927 году советское правительство выделило деньги на лечение Кустодиева в Германии, но загранпаспорт был готов спустя десять дней после его смерти.

Автор: Павел Шишкин