Совсем недавно с удовольствием были просмотрены «Вампиры средней полосы», которые едва ли не восстановили веру в отечественное кино. Помимо прочих своих достоинств, там не было кустов клюквы. Русское показано русским, без перегибов. А здесь? В самом начале показывается грубая калька с американской традиции похорон должностного лица (вы это видели во многих зарубежных фильмах), только люди почему-то говорят по-русски, и действие происходит в Санкт-Петербурге. Зачем так сделано? Своего нет? И даже последовавшее невысказанное объяснение этому погоды не меняет, а возникают новые вопросы, вроде: «Герой вырос на западных фильмах и представления о жизни у него ограничиваются только ими?», «Как он вообще попал тогда в полицию, с таким узким кругозором?..». Впрочем, тут еще есть вероятность, бегает же хорошо и исправно ловит тех, на кого укажут. Однако же.
Кроме того, есть тут американизированный образ полиции, начиная от формы и жетонов на цепочке, до самого отдела, сильно смахивающего на помещение из сериала «Готэм». Все это заставляет кривиться каждый раз, когда они появляются в кадре.
А в дополнение, нашлось место и современным трендам – белые злодеи, а темнокожие – жертвы. Даже несмотря на то, что оба преступники и сидят за решеткой.
Впрочем, это придирки, выработанные многолетним, укоренившимся скептицизмом по отношению к отечественным фильмам.
Между тем, в самом фильме постепенно начинают показываться интересные режиссерские находки, обыгрывающие штампы геройских фильмов под новым углом. Которые, однако, соседствуют с другими штампами и условностями, наличие которых ничем не оправдано.
Например, каким-то неведомым образом герой оказывается на месте преступления, как раз в тот момент, когда можно увидеть будущего главного злодея. Тут, кстати, поначалу думалось, что создатели не удосужились тщательнее его сокрыть, но потом выяснилось, что все совсем по-другому, чем виделось изначально. Этот момент однозначно понравился.
Сам же главный герой, единственный, похоже, деятельный на весь город. Он это осознает и потому зачастую ведет себя очень нагло и непредусмотрительно, поскольку знает, что все разрушения во время задержания сойдут ему с рук.
Майор Гром похож на Риггса из сериального «Смертельного оружия», но там поведение было обосновано прошлым героя, потерей им близкого человека, отсутствия желания жить и итогового саморазрушения, а здесь – Гром просто такой, сам по себе, исключительный и крутой. Поэтому в его образ не особо верится. Он создан только для кино, не для реальности.
Возможно (и даже скорее всего) по комиксам-первоисточникам характер Грома сложнее, но для рядового зрителя, увидевшего персонажа впервые в кино, герой кажется застрявшим на уровне боевиков категории «Б» (опять же, используя американскую систему разграничений).
С другой стороны, в противовес ему есть и более наглые люди, дети богатых родителей, считающих, что им все позволено – да мы и сами знаете такой типаж. Показаны они максимально ублюдочно, из-за чего, как в свое время с «Джокером» Феникса, симпатии уходят к тому, кто решает проблему, к местному антагонисту. А Гром так и остается досадной помехой на пути справедливости. Да, у него есть принципы, навроде «вор должен сидеть в тюрьме», да только в нынешнее время они не особо работают и, кроме того, в мире Грома они тоже не функционируют. Нам просто в очередной раз напомнили, какая система гнилая. Вот, право слово, до этого и не знали!
Здесь богатеи города подчеркнуто небожительные, для которых остальной народ не более чем грязь на ботинках их телохранителей. Приехавший из столицы спецсотрудник обязательным образом мерзотный, сразу настроенный против главного героя. Так и просящий получить по зубам. И получающим в итоге. Правда, потом никаких последствий ударившему не было, что совсем уж нереалистично. Нашлось даже место собирательному прообразу Дурова/Джобса/Цукерберга с презентациями революционно нового приложения (Напоминает злодея из первого «Кингсман»). Но и только. Вместо него мог быть магнат-меценат, проповедник-мессия, кто угодно, определенное положение в сюжете никак не изменилось бы. Так отчего же не взять было иного, более оригинального персонажа? Пусть в развез с комиксом, зато было бы оригинальнее! Но нет.
Отдельно, о злодее. Поначалу интересный, а затем кажущийся слишком пафосным. Много лишних слов, мешающих эффективности дела по искоренению коррупции. Тут, понятно, работа на публику, чтобы была поддержка народных масс…
Мелькает мысль, что Чумной доктор похож на V из «Вендетты»: маски на последователях, провозглашение анархии как пути очищения. Да только выясняется, что ему все едино, что богачи, что маргиналы, и избавиться он желает ото всех. Это и ниспровергает его из уровня антигероя к банальному, обиженному в детстве, сумасшедшему злодею. Досадно. Эдакая неудавшаяся пародия на Джокера Хоакина Феникса – эгоистичный неврастеник, который не признается, что болен.
И в целом, «Майор Гром: Чумной доктор» получился, как если бы американцы снимали для американцев, но выставили творение в мировой прокат. Своим зрителям понравилось, а сторонний ничего нового не получил.
Да, здесь отличная актерская работа – у всех, без исключения. Сценарий, ладно скроенный, достаточно логичный. Картинка сочная, красочная, качественная, дорогая. И спецэффекты убедительные. Музыка хороша – отечественная. Дельфин, Аквариум, кавер Кино. Рэпчик еще всякий, но это ладно.
Но в основе – противостояние типичного героя и однозначного злодея. Герой побеждает, злодей получает по заслугам. Никаких рассуждений или сомнений. Только столкновение убеждений. Только изредка внезапные сюжетные повороты в границах противостояния добра и зла.
Честно сказать, анализировать фильм понравилось больше, чем смотреть его. Хотя, и смотреть можно, особенно учитывая, что это отечественная картина. Российское кино не всегда хорошее, но это – все же исключение, несмотря ни на что.