Найти в Дзене
Михаил Мокеев

О мире - часть 1, мир как притча

Мир есть притча. Некоторое повествование, рассказанное для людей, или картина, изображающая важную идею или чувство, передающая их зрителям.

Притча для людей, предназначенная специально для них, для их пользы. Мир, таким образом, и в этом смысле имеет своею целью людей, человека. Человек - цель мира.

У человека, однако, есть своя собственная цель, к которой ему следует стремиться, для которой он создан и существует. Таким образом, единственное, чем мир может служить человеку, - это помочь ему двигаться к своей цели. Мир должен помогать человеку двигаться к цели человека.

Итак, мир не должен отклонять человека от движения к его собственной цели, иначе это уже не будет должным служением человеку, или человек уже не будет целью мира. Однако, мир и не может изменить своему предназначению; мир не обладает волей, способностью выбирать себе цель. Поэтому он всегда имеет своей целью человека, как ему и назначено с самого начала; и так оно и есть, и будет всегда, в любых обстоятельствах, при любых условиях, что бы ни произошло, или что бы человек ни делал.

Мир, независимо ни от чего, служит человеку, помогает ему придти к его, человека, цели.

В отличие же от мира, человек обладает волей, разумом, свободой. Человек сам выбирает, к какой цели ему идти.

Уже из того, что человеку надо двигаться к своей цели, видно, что он ее еще не достиг, находится далеко от нее. И если учесть, что мир призван помогать человеку в движении к этой цели, то, судя по огромности этого мира, - человек очень далек от своей цели. Если уж к достижению ее требуется такое пособие, огромное, сложное, разнообразное.

Итак, человек очень далек от своей цели. Таким образом, у нас есть человек, есть его цель, и есть разделяющее их расстояние, которое человеку необходимо преодолеть, двигаясь к цели.

Вообще, целенаправленное движение человек начинает еще задолго до рождения. А после рождения мы только и видим, как он движется из своего положения "не у цели" - к положению "у цели". В этом движении человеку необходимо знать: во-первых, где его цель; во-вторых, где он сам, по отношению к цели; в-третьих, как ему из теперешнего положения двигаться к цели и достичь ее. Но этого мало.

Человек еще должен захотеть к ней двигаться. Человек может и не захотеть. Может передумать и решить, что у него другая цель, к которой он и будет двигаться.

Вот отсюда и видно, как мир может служить человеку. Мир должен показывать человеку: во-первых, его цель; во-вторых, теперешнее положение человека, разделенного от своей цели огромным расстоянием; в-третьих, путь и способ движения к цели.

Кроме того, мир должен вызывать в человеке сильное, горячее желание двигаться к указанной ему цели. Это желание должно быть сильнее всего остального, сильнее всего привлекательного в самом мире. Ничто в самом мире не должно привлекать человека больше, чем указанная этим самым миром цель.

Итак, мир должен вызывать в человеку желание двигаться к чему-то гораздо лучшему, чем сам этот мир. Иначе это было бы контр-продуктивно, - указать человеку цель, а затем увлечь его чем-то другим и лишить желания двигаться к указанной цели.

Итак, мир должен звать человека к чему-то за своими пределами, указывать путь, вызывать всепреодолевающее желание двигаться по этому пути. Чтобы такое желание возникло, человеку нужно дать не только знания о цели, - но и дать почувствовать, как она хороша.

Желание вызывается чувством. Мир должен порождать, вызывать это чувство в человеке. Поэтому мир, как притча, как картина, как произведение искусства должен не только быть премудро составлен и замечательно ясно выражать указанные выше мысли (какова цель человека, где он сейчас, как дойти до цели от теперешнего состояния), но мир непременно должен быть очень, очень красив.

Причем удивительной красотой - красотой, которая не привлекает к самой себе, а к чему-то за пределами этого мира, за пределами самих красот этого мира. Это должна быть красота храма; ведь смешно и жалко, когда человек только любуется храмом и хвалит его за одни только эстетические достоинства; напротив, храм своей красотой зовет человека к чему-то высшему, чем сам храм или его красота.

Такой красотой, красотой храма должен быть красив мир. Целомудренной красотой: доступной и ребенку и старику; не привлекающей к себе, но, как мы уже сказали, влекущей к чему-то высшему; не вызывающей страстного желания обладать или получить какие-то удовольствия, а красотой уцеломудривающей, утишающей все страсти, приводящей в мирное, глубоко покойное состояние.

Люди, долгое время живущие на природе и приходят в значительно более мирное состояние...

Цель человека - Бог. Итак, мир есть притча, рассказывающая в первую очередь о Боге; во-вторых, о человеке в его теперешнем состоянии, в его отношении к Богу; наконец, о том, как человеку из нынешнего состояния отпадения от Бога и удаленности от Него, придти к соединению с Богом.

Мир должен предоставлять возможность и на деле осуществить это стремление, поддерживая на каждом шаге этого пути, поправляя, направляя, указывая путь. Ни одна часть мира не может быть свободна от этой обязанности, потому и каждая часть мира должна быть такой притчей - картиной, указателем пути, дорожным посохом, попутчиком, всегда готовым помочь в пути.

Ведь если хоть одна часть мира не ведет к цели, то человеку она не несет пользы и не служит, а повредить может, если человек увлечется ею по своему безрассудству и ее поставит своей целью.

Конечно, человек может и полезные вещи обратить себе во вред (как и делает повсеместно), но по крайней мере возможность получить пользу непременно есть в каждой части мира.

Итак, весь мир в целом и каждая вещь или явление мира - есть притча, рассказанная для человека, с определенным жизненно важным уроком.

______________________________________________________________________________________

К списку всех притчей.

_____________________________________________________________

Всё СОДЕРЖАНИЕ канала.

_____________________________________________________________

ПОДПИШИТЕСЬ на канал, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ СКИДКУ 500 руб. на КНИГУ Михаила Мокеева "ПОСЛЕДНЯЯ ЖАТВА".

Цена 1500 руб. почтой, 1000 руб. при доставке по Москве, 700 руб. при доставке в Королёве.

ЗАКАЗАТЬ: здесь, на mmokeev@mmokeev.ru или смс-ом на +7-915-001-21-69.

Помочь каналу материально: на карту сбербанка или альфа-банка по номеру телефона:

+7-915-001-21-69

Часть денег будет потрачена на благотворительность. _____________________________________________________________

Photo by Dewang Gupta on Unsplash
Photo by Dewang Gupta on Unsplash