Найти в Дзене

Больше люди, чем мы

Темные времена для поклонников фильмов о вампирах пришли, когда сгустились «Сумерки». Каждой из своих четырех частей эта ванильно-подростковая сага превращала потомков Дракулы в клыкастых хипстеров, мимикрирующих под живых и достигающих абсурда в своей романтичности. Добивали все различия между упырями и людьми уже в «Дневниках вампира». Итог такой, что в последние 15 лет гроб Брема Стокера стал сильно напоминать карусель.

Казалось бы, ничего не предвещало реанимации образа вурдалаков в кинематографе. Семейка Калленов и братья Сальваторе за десятилетие экранного существования совершенно обескровили вампирскую тему. Но в марте вышел очень любопытный сериал о небольшом клане упырей в современном Смоленске. «Вампиры средней полосы» – то ли детектив, то ли комедия, то ли семейная драма о проблемах кровопийц. Их мир созвучен с миром обоих «Дозоров» – ночного и дневного. Но уж точно не является его калькой, хотя, возможно, ознакомившись с логлайном, вы подумаете об обратном.

-2

Итак, действие сериала разворачивается в Смоленске: где-то в березовой роще происходит несколько убийств, в которых обвиняют неофита местного клана вампиров. Хранители – обычные люди, которые следят за соблюдением древнего Договора, требуют немедленной расправы над вурдалаком. Только вампирская семейка своих не бросает: параллельно с человеческим следствием, которое ведет присланный из Москвы профи, кровопийцы начинают свое.

-3

Мы узнаем об их мире, который тысячелетиями вплетался в людской. Понимаем, для чего заключались древние пакты, кто из знаменитостей стал вурдалаком, как любовь до смерти может перерасти в ненависть после жизни и почему любой родственник, даже самый странный, занимает важное место в сердцах членов клана. И все это – с изрядной долей интеллигентного юмора, трогательной теплотой и очень яркими меткими диалогами.

-4

Особо хочу отметить проработку образов всех «подопечных» Святослава Вернидубовича (деда Славы). Каждый из них по-своему яркий персонаж, за развитием истории которого интересно наблюдать. Врач Жан Иванович, обращенный Вернидубовичем в упыря времен Наполеона, настолько заскучал в местечковой больнице, что решил вывести получеловека-полувампира. К своей цели он идет, активно охмуряя каждую способную забеременеть работницу больницы. А параллельно выясняет отношения с бывшей женой – графиней Ольгой, худруком в местном театре. Новообращенный упырь-подросток Женя готов на все, чтобы показать: им тоже можно гордиться. И в конце первого сезона ему это почти удастся. А кажущаяся железной леди следователь Аннушка делает все возможное, чтобы не влюбиться в московского коллегу. Ведь это чувство может поставить под угрозу существование всего клана.

-5

«Вампиры средней полосы» наполнили образ упырей совершенно новыми чертами. Безусловно, смоленские кровопийцы невероятно далеки от Дракулы, как, впрочем, и от Калленов. Каждый в клане деда Славы человечен, но это не та человечность, которую нам показывали в «Сумерках» и «Дневниках вампира». Сценаристы привнесли в характер персонажа Юрия Стоянова очевидную для бессмертного существа черту, которую почему-то игнорировали другие создатели подобных фэнтези, – мудрость. Живущий две тысячи лет дед Слава ко всему происходящему относится очень философски и изъясняется в основном поговорками. Его «людскость» – не в плоскости влюбленности, страсти, ревности, а в безусловной любви ко всему – живому и неживому. Именно потому глава вампирского клана остро реагирует на ситуации, которые многие уже и не замечают. «Да мы больше люди, чем вы!» – однажды в разговоре с Хранительницей не выдерживает мудрый человеколюбивый дед Слава. И оказывается совершенно прав. Все шесть серий первого сезона тому подтверждение.

-6