Так повелось, что ацтеки представляются современному человеку как кровожадный народ с жестокими ритуалами жертвоприношений. Но индейцы занимались не только обрядами умерщвления людей в дань богам, они имели довольно развитую культуру, философию, такую же богатую в чём-то, как и древнегреческая, схожую с идеями Платона, а также Аристотеля. Ацтеки знали, что счастье не может быть неким статичным процессом, его сопровождает боль, оно мимолётно; и описывали четыре уровня реализации достойной жизни, основанной на принятии человеческих ошибок и несовершенств. Максимальные по подъёму эмоциональные состояния для них не были первопричиной и главной целью, и ради "правильной" в их понимании жизни можно порой и пожертвовать этим "счастьем".
Христианские конкистадоры после завоевания индейских земель записывали в кодексы мысли ацтекских философов, которые были изложены в форме наставлений, диалогов и даже поэзии. И они сравнимы с идеями античной философии. Схожие с платоническим описанием счастья, которое должно приходить естественным путём, если в должной мере развивать самодисциплину, мужественность и отвагу. Универсального инструмента достижения счастья, конечно не было описано, так как в принципе все люди разные, и каждый сам проходит этапы самореализации, и ощущения удовлетворения от этого тоже различны. По Аристотелю, лишь разум может быть тем универсальным ключом для объективного определения понятия "счастье", и должен подтверждаться достоинствами именно характера человека.
Для ацтеков на первом месте по значимости, в отличие от идей древнегреческого философа, было проживание хорошей жизни в разрезе всеобщей ситуации на Земле, а не в степени способности мыслить. Они понимали, что люди могут ошибаться, не все планы возможно реализовать, в жизни случаются разочарования и неудачи. Хорошее в жизни может перемежаться с трудностями и предательством, а радость - с усталостью и болью; и при этом всё мимолётно, поэтому надо проживать наполненно каждый миг, понимая, что мы лишь временные гости на этой Земле.
Так и в чём же для ацтеков проявлялась "настоящая" жизнь? В укоренённости ("neltiliztli" - ацт.) достоинства, то есть в истине, целенаправленности действий и добре. Достойное проживание не должно искать счастья как самоцели (это вопрос везения), и оно зиждется на отдельных четырёх ступенях.
Первая - это воспитание характера через собственное тело, которое нужно "заземлять" ежедневными физическими упражнениями. На обнаруженных статуэтках их цивилизации можно увидеть различные позы, похожие на йогические асаны (поза лотоса, к примеру).
Следующий уровень - душевное "укоренение" для достижения баланса между "лицом" и "сердцем", местом суда с местом надежд и желаний, а инструментом к уравновешиванию служили развитые добродетельные свойства характера.
Третья ступень - укоренённость в обществе через реализацию социальных ожиданий, являющихся связующими в обществе и необходимыми в исполнении. Такие социальные роли у ацтеков были связаны с их календарём, праздниками и обрядами, которые становились формой воспитания нравственности и добродетели, обучения правильному ведению укоренённой жизни.
И последний уровень - в сакральном единственном и божественном истоке бытия, Теотле. Бог воплощался у ацтеков в Природе, изначальном единстве обоих полов, сущность которых проявлялась в разнообразных формах. Корень Теотля мог воплощаться во всех трёх других уровнях, будучи изначальным.
Все эти ступени, проживаемые правильно и соединяясь, должны были, по мнению ацтеков, гармонизировать все сферы жизни, начиная с тела, разума, природы и приводя к реализации социальной роли в обществе. Скользкая и ненадёжная земная поверхность предназначена для танца, но танца осторожного, так как в любой момент удовольствие может смениться болью, а счастье - случайно и преходяще. Что расходится с представлениями древнегреческих философов о счастье, которые считали разум вместе с удовольствием самыми главными факторами жизни и показателями достойного проживания. Ацтеки же считали важнее делать, а не наслаждаться, делать стоящее достойно. Воплощение жизни должно проявляться в поступках, а не концепциях и наслаждении от них.
С любовью и благодарсностью, Маха Рая.