Граждане России воспринимают власть, как символическую ценность. Это не деловой партнер, как следовало ожидать или каковым сама власть пытается себя позиционировать
Институциональный экономист Александр Аузан попытался выделить три главные не очевидные ценности всех россиян. Первая - "неправильное" отношение к власти. "В США этого нет", - сказал экономист, отметив, что наряду с Россией такое же отношение к органам власти есть только в Индии.
Вторая ценность, разделяемая всеми россиянами, - "высокое избегание неопределенности". По мнению Азуана, граждане России не склонны к риску. "Любое изменение - скорее, к худшему", - так считает среднестатистический житель РФ. "Это плохо для инновационных рынков и венчурных компаний", - говорит Александр, выразив сожаление по поводу того, что такая установка укрепилась у большинства наших сограждан.
К конкурентным преимуществам нашего менталитета институциональный экономист отнес "двумоторность": мы умеем использовать сугубо восточную коллективистскую и сугубо западную индивидуалистическую культуры. "Если бы не коллективистская культура, мы вряд ли смогли бы так пройти кошмар Второй мировой войны", - подытоживает эксперт.
Еще одна важная особенность России заключается в том, что она способна делать блестящие, но единичные продукты: турбины, бомбы, космические корабли. Конкурентоспособные массовые товары: автомобиль, телевизор или холодильник у нас никогда не получатся. Азуан привел интересный пример, когда некий американский менеджер заметил: "Если хотите сделать одну хорошую вещь, закажите ее русским. Если десять - то кому угодно, но только не русским".