На днях мне прислали на почту (автор Михаил) авторский отзыв о блокбастере-паззле, как его называют на КиноПоиске, – фильме «Довод» (получил «Оскара» за лучшие визуальные эффекты). Так как я в таком стиле и под таким углом обычно кино не рассматриваю, решила привести текст полностью (с согласия автора).
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Рейтинг: КП 7.6, IMDb 7.4
Любой проект Кристофера Нолана – талантливого режиссера фильмов «Человек из стали», «Темный рыцарь», «Престиж», Начало», «Помни» и других – вызывает интерес и большие надежды критиков и обычных зрителей. Нолан зарекомендовал себя как грамотного эстета в создании кадра и любителя закрученных сюжетов, в основе которых лежит необычное восприятие времени. «Довод» стала прекрасным дополнением в линейке его режиссерский работ, подняв планку на голову выше.
Начнем с главного – идея обратного течения времени как стержень всех событий – тот еще вызов обычному кино. Работа над несуществующей теорией контроля над реверсивным движением объектов заняла у Нолана около 20 лет, 6 из которых ушло на написание сценария. Результат соответствующий: детали разработаны на «молекулярном» уровне, а все законы следуют единой, хоть и придуманной, логике. Скорее всего, многие не согласятся с этим, просмотрев картину впервые. Многие зрители, анализируя картину впервые, называют ее нелогичной, не до конца раскрытой и непонятной. Вопросов может показаться больше, чем ответов, но просмотрев все сначала 2, а то и 3 раза, вы увидите больше.
Поражает умение Нолана показать идею в кадре. Изображая моменты, в которых герой движется в обратном времени, он использует больше, чем рутинную перемотку назад. Мы видим, что предметы и части тела персонажа следуют в прошлое, а корпус, лицо и мимика проживают события в настоящем. Любопытно, как удалось достичь подобного эффекта и что пришлось испытать актерам во время съемочного процесса. Все это, как и сценарий фильма, держалось в строгой тайне даже от самих участников проекта. По словам Роберта Паттинсона, сценарий фильма ему довелось увидеть только в закрытом помещении Warner Bros. Майкл Кейн признался, что понятие не имел, о чем фильм, так как ему позволили прочесть только сцены с собственным участием.
Можно сказать, что в этот раз Кристофер впервые так близко подошел к жанру классического боевика. Получив опыт в «Темном рыцаре» и «Дюнкерке», он привнес сюда и рукопашный бой, и военные действия на огромной территории, и стандартную погоню на автомобилях. Согласитесь, сцену, в которой пересекаются в одночасье несколько временных линий с участием разных версий одних и тех же героев, вряд ли можно назвать обыденным элементом жанра. Возвращаясь в это же событие по второму кругу, мы видим то же самое, но уже под другим углом и снова в нескольких направлениях. Вот это масштаб!
Не в первый раз режиссер демонстрирует умение работать с актерским составом.
- Главный герой (его сыграл Джон Вашингтон) воспринимается как что-то больше, чем просто боевая машина, хотя мы не знаем даже его имени, не говоря уже о прошлом.
- Центральный злодей в исполнении Кеннета Брана действительно раздражает, вызывает антипатию, а местами искренне пугает.
- Смазливый Паттинсон, наоборот, раскрывается здесь как харизматичный и притягательный персонаж второго плана.
В конце кинокартины временной цикл завершается, расставляя все на свои места. Сюжет, словно слово-палиндром «довод», читается одинаково в двух направлениях, напоминая нам, что любое вмешательство во время уже произошло раннее и приведет к тому же результату.
Рекомендую к просмотру очередной шедевр талантливого режиссера, сценариста, продюсера, оператора и даже композитора нашего времени. Запаситесь терпением, сконцентрируйтесь и просто наслаждайтесь передовой картиной современности. И даже если что-то ускользнет от вашего пристального взгляда, вы сможете все пересмотреть по 2-му или 3-му кругу, рассмотрев уникальные детали. Приятного просмотра!
От себя добавлю пару отзывов с КП от зрителей и кинокритиков.