Найти в Дзене

Рефлексоиды! - 6. Горизонт

Горизонт

У каждого существа есть свой горизонт. Можно сказать – горизонт компетентности. Часто говорится – «этот человек не видит дальше своего носа».

Горизонт мартышки ограничивается ловушкой с апельсином. Ловушка сделана так, что чтобы сохранить свободу, нужно выбросить апельсин. Мартышка на это не способна. Шимпанзе на это способен. И человек способен.

Мир рефлексоида ограничен изнутри, и воспринимается на уровне рода шимпанзе. Всё, что не является элементами жизни рода, так или иначе или сводится к элементам жизни рода, или рассматривается как враждебное. Род ограничен количественно, и рефлексоиды воспринимают ограниченное число людей из СМИ – артистов, политиков – как членов своего рода.

Все статьи цикла можно загрузить здесь.

Большинство людей не способны действовать в изменяющемся мире. Большинство людей не видят дальше уровня работа – дом – семья. Рефлексоиды оперируют абстрактными символами, например, для собаки такой символ – «чужой». К родовому набору абстрактных символов все так или иначе сводится, горизонт есть горизонт рода.

Действуют люди в пределах своего низкого горизонта. Слова входят в головы – что-то там переключают – и снова выходят. Заглядывать высоко – потребляет много энергии. Так что действие, в том числе и рассудочное, происходит в узком пространственном диапазоне и в столь же узком диапазоне методов рассуждения, как правило примитивных аналогов, взятых из киноинтерпертаций истории.

Горизонт компетентности есть горизонт адекватности. В массе люди неадекватны. Т.е. не способны оценивать долговременных изменений внешней среды. Рефлексоидам свойственна неспособность выстраивать причинно-следственные связи. В том числе в зоне собственной ответственности. Поэтому зоны ответственности рефлексоидам выдают как можно меньше.

У вас какой-то обостренный интерес к последствиям... У большинства людей этого нет. Большинство считает, что это не важно. Они даже могут предвидеть последствия, но это не проникает им в кровь, действуют они все равно, исходя не из последствий, а из каких-то совсем других соображений. (c) Стругацкие.

Весь мир состоит из ловушек, в которых лежит много-много апельсинов.