Саратов 1941-1945. О моих бабушке и дедушке, их пятерых детях. И об их личной Победе над фашистами. Выбрал стиль народного предания, эпоса, чтобы даже до ребёнка донести - как вся Россия и фронтом, и тылом умеет подниматься и стоять против любого врага.
Жила в городе Горьком семья Кадниковых
Дед мой, Дмитрий Илларионович, и бабушка Анна Фёдоровна. Было у них четверо детей – мал мала меньше. Хорошо жили, радостно. Никто никому не завидовал. А впереди – жизнь ещё счастливей виделась.
Но пришла война
Дмитрий Илларионович человек заводской, руки золотые, передовиком и высоким специалистом числился. Вот и направили его на Саратовский Авиационный завод для фронта самолёты делать. А с ним и вся семья в Саратов переехала.
Дед, было, на фронт рвался. Заявления писал, по кабинетам пороги обивал. Не пустили на фронт. Так и говорили:
У каждого – своя война. Твоя война – здесь, в тылу. А чем фронт воевать без тебя будет?
Военный тыл
Вот всю войну дед на заводе и проработал. И работы было – невпроворот. Был он знаменитым клепальщиком. Подвесные – дополнительные топливные баки для бомбардировщиков клепал. И не только.
Когда надо разбомбить далеко за линией фронта важный вражеский объект, бомбардировщику подвешивают эти баки под крылья. На топливе из этих баков самолеты до цели и летят. А как выработают всё топливо из подвесных баков, как отбомбятся, сбрасывают пустые баки на землю и домой летят на ещё полных своих - штатных топливных баках.
А ты попробуй вручную склепать из алюминиевых листов топливный бак для самолёта, чтобы бак был обтекаемым и чтобы течи от тряски не было на протяжении всего полёта!
Так что, важная была работа у деда, ответственная. Жизнь лётчиков, сохранность материальной части – самолётов, и выполнение особо важных боевых заданий, в том числе и от моего деда зависели.
Я горжусь им!
Было непросто.
И работали по несколько суток подряд. И спали там же, на рабочих местах. А постоянные бомбёжки такого важного стратегического объекта как авиационный завод – это уж дело привычное.
И всё время мысли о семье – как они там?
Семья в военном тылу
Четыре ребёнка. А в середине войны ещё и пятый – сын на свет появился!
Голодно было.
Все военные годы – голодно. Конечно, дед, что мог, домой нёс. И карточки своего дополнительного питания как особо ценному специалисту, продукты какие. А как Волга вскрывалась – рыбу ловил. «Паук» и лодка у него были. Сомы с человеческий рост попадались.
Мать пятерых детей
А как там моя бабушка с пятью детьми?
Да как могла! Швеёй хорошей слыла. Детскую одежду в войну не выпускали, а дети-то – росли, носить что-то надо. Вот, принесёт ей заказчик старую шинель, она её распорет всю до последней ниточки, перекроит всё, и сошьёт пальтишко для подростка.
Хорошее дело. Только платили за перешивку одной шинели (Если сейчас посмотреть – стыдно!) всего одно ведро картофельных очисток из офицерской столовой. Понятное дело – военных лучше кормили, чем иждивенцев.
За пальто - ведро картофельных очисток!
И то – ладно. Кормить детей чем-то надо.
Дети тыла
А дети – тоже, кто постарше, помогали матери как могли. И не только матери. В госпиталях помогали, ухаживали за раненными. Концерты устраивали - песни пели, стихи читали. Мама помнит - у многих слёзы текли.
Какая там учёба! Летом, разве что. Когда босиком можно ходить. Обувь детскую страна тоже не выпускала. Всё для фронта. Это понятно. И если что писать в школе надо было, так на старых газетах, на полях писали. Не было бумаги. Тоже понятно.
А зимой – что?
Одна пара огромных валенок. На всех. В них, по очереди, кто постарше, и ходили карточки продуктовые отоваривать. Всё по карточкам. Хлеб – в первую очередь. Когда и другие продукты – тоже по карточкам.
Не дай бог – карточки продуктовые потерять! Новые никто не выдаст.
Моя мама (война началась – ей 11 лет было) спрячет карточки подальше, снаружи одной рукой прижмёт, а сверху ещё другой прикроет.
И не отпускает рук, пока к прилавку не подойдёт!
А стоять в очереди часами надо. Если днём, то хлеба может не хватить, а следующий завоз – никто не знает, когда будет. Ночью – надёжней. Хоть с полуночи до утра в очереди девчушка и простоит, но паёк свой точно по карточке отоварит на всю семью.
Чуть легче стало, когда открыли ремесленное училище.
Старшие дети поступили, учиться начали. А там и кормили, и хоть какую-то одежду с обувью давали. Мама моя на фрезеровщика и токаря училась. Другие девочки тоже – по рабочим профессиям.
И если бы война продолжилась – уже были готовы эти детские рабочие руки, чтобы снаряды точить и самолёты собирать.
А продолжиться война могла.
Фашистов бы задавили, это понятно. Но тут ещё Америка надумала на нас напасть. Планы уже были. Только не решилась Америка. Может, на этих детей военного тыла посмотрела - и не решилась. И слава богу.
Пусть молятся, что живые остались.
И какое счастье – Победа!
Общая Победа фронта и тыла!
Великая Победа воина, клепальщика, матери пятерых детей, самих детей, и нашей России!
С Днём Победы!
_________________
Марийская АССР 1941-1945. О моём отце-подростке, его родителях. Чем жили, что делали (Йошкар-Ола. Село Ежово).
Великая Отечественная. Тыл. Деревня. Как жила семья моего отца
______________________
Сделал небольшой фильм о жизненном пути отца: Мальчик из Ежово. Одна история длиной в 90 лет. В этом фильме тоже есть эпизоды военного времени.
Мальчик из Ежово. Одна история длиной в 90 лет.
__________________