Есть такая поговорка "Где счастлив был, туда не возвращайся". Она вполне применима и ко многим фильмам детства. Недавно я делал пост про фильмы, которые шли в российском прокате 20 лет назад. Среди прочих были там и "Ямакаси", которых я лет этак 18 точно не пересматривал, но пока писал пост, захотелось освежить впечатления.
20 лет назад я где-то увидел трейлер фильма. То ли на кассете с каким-то другим фильмом (помните, на лицензионных вначале всегда была реклама?), то ли в прекрасной пермской передаче "Yeah!". Так как я рос преимущественно на экшн-фильмах и в первую очередь на творчестве великого Джеки Чана, то нарезка из бодрых трюков впечатлила. На тот момент мы не знали о таком явлении, как паркур.
Посмотрев дома кассету, купленную в Центральном универмаге, я был в восторге. Парни бодро скакали и крутились, в лучших традициях Джеки Чана, разве что тот не пользовался французским рэпом. Эту кассету у меня брали все, некоторые по несколько раз. Сам я тоже раз 5 посмотрел. Потом по интернету пошли ролики с французскими прыгунами, имена которых я узнал позже, когда вышел фильм "13 район". Звали их Давид Белль и Сирил Раффаэли (кстати, где они?). И в это время волна подражателей захлестнула и нашу страну.
И вот на дворе 2021 год. Я пересматриваю "Ямакаси" и... боже, какой же это смешной и местами дурацкий фильм. А самое главное, что сегодня он смотрится ни разу не эффектным и даже не динамичным. Он почти что скучный!
Проблемы со здравым смыслом начинаются уже в открывающей сцене, в которой наши герои куда-то стремительно несутся. Чуть позже выясняется, что они бежали, чтобы встать кругом и посмотреть на внутренний план здания, по фасаду которого они будут ползать утром.
На кой черт надо было встречаться в каком-то подвале, да еще буквально на 1 минуту? Lf gотому что так таинственнее! Зрителя сразу настраивают на определенный лад, мол, это тебе не простые безумцы, все продумано. Операция, как и все остальные действия ямакаси, настолько тайная, что на ней присутствует какой-то негритёнок.
Более того - он был там заранее и ждал их. Вот такой уровень секретности. И только полиция никак не может их поймать. Хотя прибывает каждый раз в количеств человек 50.
Более того, весь оперштаб знает малолетних дебилов юных нарушителей спокойствия в лицо: как зовут, где работают, где живут. Но поймать не могут никого.
Но тут надо понимать специфику французского кино, где с давних времён полицейский ничем не лучше, а то и хуже преступника. В большей части французских криминальных фильмов, что я смотрел, служители закона служат кому угодно, но только не ему. Подробнее эту тему разбирает наш выдающийся кинокритик Михаил Трофименков в своей книге "Убийственный Париж". Рекомендую.
Дальше в фильме идет необходимая для создания и развития хоть какого-нибудь сюжета слезовыжималка об умирающем ребенке, да еще и не титульной нации, так сказать.
Так фильм пытается стать чем-то большим, нежели простая полуторачасовая демонстрация физических возможностей нескольких парней. У фильма появляется второе дно - межнациональные отношения во Франции и двойные стандарты власть имущих. Тема актуальная, но в контексте этого фильма слишком выпуклая, слишком в лоб. Опять же она служит оправданием поведения героев.
Кстати, о них. В детстве герои фильма кажутся тебе клевыми, а люди, которые сдают их полиции, нет. Че такого-то? Поползать нельзя?
Сейчас же, будучи взрослым, ты представляешь себя на месте этих самых обывателей и думаешь: вот если бы у тебя каждый день кто-то ползал по окнам, ты был бы рад?
К сожалению, дальше этнической повестки фильм в своей критике французского общества не уходит. Первопричина конфликта ведь не в национальной принадлежности мальчика, а в классовой. И хотя в фильме не раз поминается бедность и ей противопоставляются богатые врачи, невооруженным глазом видно, что все положительные герои - мигранты и дети мигрантов, все отрицательные - белые. То есть авторы здесь занимают позицию сродни движению BLM в США.
Как будто бы бедному французскому ребенку сердце нашлось сразу же. Особенно из детдома.
Кстати, весьма показательно, что единственный хороший француз в фильме - Мишлен, смешной толстый друг ямакаси, который по своим физическим данным уступает компашке хулиганов. То бишь француз в представлении авторов - это либо богатый расист, либо обрюзгший и больной чмырь.
А за мигрантами сила. И справедливость. В общем, такой обратный шовинизм. Ну, или как это называют на Западе, положительная дискриминация.
Последующие сцены ограблений богачей сегодня выглядят довольно скучно. Классных трюков там ровно один. Остальное, скорее, смешно. И не в положительном смысле. А сцена с собаками и финальная в доме очень затянуты.
Вот пересматриваешь такое и думаешь: если не делать этого в зрелом возрасте, то можно пребывать в иллюзиях юности и нечаянно посоветовать кому-то плохой или слабый фильм, а если пересматривать, то добиваешь что-то светлое из детства. Дилемма, однако.
А вот с "13 районом" совсем иная история. Он не устарел нисколько. Крепко сбитый, нигде не провисающий, жесткий, зрелищный и эффектный. Да и два ведущих актера тут в разы харимазтичнее всего актёрского состава "Ямакаси" разом. Да, тут тоже можно докапываться до логичности и правдоподобности, но сильные стороны фильма перевешивают все недостатки.
Кому за это сказать спасибо? Всем понемногу, но в первую очередь, полагаю, режиссеру Пьеру Морелю, который, к сожалению, со временем скатился в уныние. Этот фильм бы его дебютом и возложил большие надежды. И поначалу он их оправдывал, сняв первую "Заложницу" с лютым Нисоном (который по гроб жизни обязан этому фильму) и "Из Парижа с любовью" с лютым Траволтой. А вот дальше пошли провал за провалом: сначала "Ганмен", который не смог стать для Шона Пенна тем же, чем для Нисона стала "Заложница", а потом "Багровая мята" с Дженнифер Гарнер - те же яйца, только в профиль. Очень жаль.
Подводя итог, "Ямакаси" лучше забыть, хотя это не самый плохой фильм. А вот "13 район" можно смело пересматривать раз в пятилетку. Кстати, ведь у обоих фильмов были продолжения. И у обоих они были еще хуже оригиналов. А у "Района" еще и американский ремейк был... Ох уж, этот жадный Люк Бессон (про мою любовь к этому режиссеру читайте здесь и здесь).
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы