В Туапсинском районе, в верховьях реки Пшиш, среди невысоких гор, расположился хутор Терзиян.
На подъезде к хутору всех встречает часовня Иоанна Крестителя, по-армянски она называется Сурб Ованес Мкртич.
Построена часовня хуторянами своими силами и на собственные средства.
Напротив часовни стоит необычный памятник-мемориал жителям Терзияна и советским воинам, погибшим при защите хутора. Необычен он тем, что по рисункам, датам и надписям можно прочитать всю историю этого маленького поселения.
Первая дата 1878 год. Это дата основания хутора Терзун-Кале, что переводится как "селение Терзуна". Местные жители рассказывают, что во время заселения нагорной полосы Кубано-Черноморской области это место, для проживания своей семьи, выбрал амшенский армянин Акоп Терзиян.
С тех пор поселение и носит фамилию своего основателя.
1917 год - дата после которой пошли процессы улучшившие жизнь армяней-переселенцев. Были упразднены сословия, отмена частная собственность и все национальные меньшинства Кубано-Черноморья получили одинаковые с русскими права в общественно-политической и культурной жизни.
1942-1943 годы - страшные годы оккупации и боёв за освобождение. Местные жители рассказывают, что все посёлки сдались фашистам и только Терзиян сопротивлялся.
Возле каждого дома советские солдаты и хуторяне рыли окопы, чтобы не дать врагу пройти через перевал к морю. Четыре месяца шли ожесточённые бои. Ослабили атаку немцы лишь когда началась битва за Сталинград, куда перекинули некоторые их части. А советские войска в это время усилили наступление и выгнали врага с Кубани.
После окончания операции по освобождению в Терзияне уцелело лишь пять домов.
1978 год - столетие хутора и годы его расцвета. Жизнь наладилась. Все жители работали в совхозе, держали подсобное хозяйство. Были построены пекарня, детский сад, школа, Дом культуры.
Сейчас в Терзияне уцелел лишь Дом культуры, хотя войны никакой не было. В школу детей возят в соседнее село Гойтх.
Рассказывают, что раньше в реке Пшиш водилась форель и река была глубже. В начале 90-х был прошёл смерч с ливневыми дождями и русло засыпало камнями, рыба исчезла. Мелкое русло, в сезон дождей, не справляется с отводом потоков воды и хутор периодически подтапливает.
Работы в Терзияне нет. Хуторяне живут за счёт личного подсобного хозяйства, собирают в лесу каштаны, грибы, рубят лес. На улицах повсюду пасутся коровы, кони, бродят куры и свиньи, все огороды вскопаны, сады ухожены. Около дворов стоит техника способная пробраться по лесным дорогам. На окраине работает лесопилка.
Население хутора около 200 человек и потихоньку уменьшается.
Но новые дома показывают, что не всё так трагично. Кто-то смог обосноваться здесь, найти заработок и остался жить в родном месте со всей семьёй.
Терзиян окружают заповедные места, земляничные поляны с душистой ягодой, каштанники, заросли черники, грибные места.
Летом в хуторе температура воздуха и влажность ниже, чем на побережье, воздух идеально чист. На многие километры вокруг нет ни производств, ни полей и садов опыляемых химикатами. Люди с заболеваниями сердца и лёгких в таком эко-пространстве чувствуют себя легче.
Утомлённые морем и жарой туристы, понимающие толк в горном отдыхе, часто приезжают в окрестности Терзияна на пикники и восхождения к вершинам гор.