Нужно слишком любить все это, чтобы так изменить свою жизнь. Но москвич Евгений Стерлин это сделал: переехал в Кировскую область, выкупил историческую узкоколейку, которую хотели разобрать на металлолом, и создал здесь музей железной дороги.
Теперь он сам водит экскурсии, показывая туристам раритетные железнодорожные механизмы, найденные им, спасенные от резки в металлолом, выкупленные и восстановленные.
Конечно, Евгений не похож на обычного музейного смотрителя: по образованию бухгалтер, бывший финансовый директор одной из крупных московских компаний, известный путешественник и блогер, знаток и ценитель железных дорог, и особенно узкоколеек. А теперь – и владелец собственной ужд. Наше видео об этой узкоколейке - в конце статьи.
Отрезанные от цивилизации
Эта узкоколейка действует с 1942 года. Раньше она соединяла торфоразработки, рабочий поселок Каринторф с райцентром Кирово-Чепецком. 70 лет отсюда везли торф грузовыми составами, было двенадцать путей, на сегодня остались действующими только два - для маневров локомотива.
Когда в 2012 году от добычи торфа отказались, решили разобрать и жд пути. Но вовремя вспомнили про людей, которые остались в отдаленном Каринторфе среди болот и лесов отрезанными от всего мира. Когда-то в поселке проживали пять тысяч человек, а сейчас только полторы.
В поселок через реку Чепцу нет круглогодичной автодороги. Летом там выставляют понтонный мост, а зимой прокладывают зимник по льду реки. Три месяца в году, когда река разливается, попасть в Каринторф можно только вертолетом или по узкоколейке. Бывало, что река сносила понтонный мост.
Поэтому в муниципалитете решили сохранить ужд, пока не построят постоянный мост. Однако этого никак не удается сделать.
Вот и получается, что обеспечивать для местных жителей бесперебойное сообщение с райцентром, куда они ездят на работу, а дети в школу, - основная миссия узкоколейки. Ее и принял на себя бывший москвич Евгений Стерлин – содержать тепловоз и вагоны, ремонтировать и чистить пути, сохранять рабочие места. Это дорого, и хлопотно, и проблемно...
А цена на билет сохраняется – всего 26 рублей.
Игрушечный поезд из прошлого
Действующих узкоколеек в России осталось мало, и они представляют историческое наследие. Евгений Стерлин создал в Каринторфе Музей железной дороги. Этот музей приобретает и реставрирует железнодорожную технику 1960-1970-х годов прошлого века. По субботам проводятся экскурсии сразу по прибытии поезда в поселок.
Моя коллега, Наталья Розова, возвращаясь в Иркутск из Крыма, посчитала просто необходимым сделать крюк и попасть на экскурсию. Вот что он она рассказала:
- Прошла уже неделя, а эта узкоколейка все стоит перед глазами… К разъезду Новый подходит небольшой, будто игрушечный, поезд из прошлого - в громыхающих и скрипящих вагонах с буржуйками на работу и учебу едут жители поселка торфодобытчиков. Здесь локомотив обходит состав по другой ветке, разворачивается и цепляется к вагонам, чтобы вести поезд обратно. По узкой колее поезд идет по мосту через реку Чепца.
Как-то удивительно: я столько раз смотрела прибытие поезда на Каринку, снятые на разъезде Новый, и потом видео из депо в Каринторфе, и даже минифильм... И совсем другое ощущение, когда побываешь на месте и видишь все своими глазами.
Депо и пути, на которых стоит техника, - все это такое маленькое, уютное, ухоженное, так по-хозяйски любовно обустроено, восстановлено и окрашено.
Здесь нужно снимать кино - о чьем-то детстве в 1950-х.
Сама атмосфера - стены и потолки, запахи, гулкое эхо, пыль, большие машины, станки, кузница, прессы, диспетчерское табло, торфоуборочные комбайны и снегоуборщик снаружи - все это будто чьи-то воспоминания. Судьбы людей, работавших здесь на добыче торфа. Пленные немцы, узбеки, которые не могли ни жить ни работать в здешнем климате и их быстро заменили русскими заключенными. Крошечный вагончик, в котором их везли на работу по узкоколейке, другой вагон – катафалк. Все это свидетели чьих-то жизней, а порой и смертей...
Настоящий, живой, дышащий музей
Смотришь на это глазами не только экскурсанта, но и отраженным взглядом создателя музея, человека, который любит машины и ценит историю. Ведь и сама цель проекта - сохранение исторического наследия.
Уже сейчас удалось создать совершенно заповедное место – настоящий, живой, дышащий музей. Надо видеть, в каком восторге ребятишки, которым разрешают полазить по старым тепловозам, забраться в кабину снегоуборщика и посигналить гудком, самостоятельно проехать на дрезине... А расплющить монетку на прессе? - кто из сверстников может этим похвастать… Он совершенно не похож на обычный музей. Как и его создатель, Евгений Стерлин – на музейного смотрителя.
Наблюдая издалека за этим человеком и впервые увидев его в собственной епархии (до этого мы пересекались во время совместной поездки с Клубом транспортных путешественников из Москвы в Гомель), я невольно ощущаю исторические параллели.
И в первую очередь думаю о князе Михаиле Хилкове, министре путей сообщения России в начале прошлого века, который начинал свою карьеру с должности обходчика путей на Трансамериканской железной дороге.
За скобками остается: сколько сил, терпения, энтузиазма необходимо Евгению, автору этой замечательной идеи, чтобы развивать пока еще глубоко убыточный, но невероятно важный для сохранения истории страны проект. А так же остается только догадываться, какие дерзкие планы вынашивает директор музея, заручившись грантами на их реализацию.
Для меня это удивительная история воплощения детской мечты - купить себе самую настоящую железную дорогу. И чтобы было депо, и паровозы, вагоны, кондуктор и билеты, и можно было переводить стрелки и ездить на дрезине... Вот такие они - настоящие мужские игрушки??!
Желаю Музею железной дороги всесторонней поддержки и развития, а его создателю, выдающемуся человеку, обязательно реализовать все задуманное, - завершает свой рассказ для читателей канала "Иркмотор" иркутянка Наташа Розова.