Найти тему
Проповедник

Смысл Библейской истории о воскрешении Лазаря

Всем нам известен рассказ о воскрешении Лазаря, как он нам передан в 11 главе Евангелия Иоанна. Хочу обратить ваше внимание только на одну часть этого рассказа, от 38-го до 44-го стиха включительно, особенно же на те слова, с которыми Господь обращается к окружающим Его ученикам. Стоя у гроба друга, Иисус видит скорбь окружающих. При виде всей силы смерти у Самого Спасителя являются на глазах слезы. Сказано, что Он "внутренно скорбел". Если смерть плоти является такою действительностью и победить ее может только Сын Божий, то не меньшей действительностью является и смерть духовная. Эту смерть души может так же победить только Сын Божий, Иисус Христос. (Еф. 2. 1—5).

Кто из нас незнает душ, мертвых для всего небесного, мертвых для жизни во Христе, мертвых даже для всего чистого, возвышенного, духовного? Не приходилось ли и нам стоять над этими мертвыми душами, "скорбя внутренно" и проливая о них слезы? Вся праведность и самая богобоязненность их напоминают нам могилу, держит их в тисках, не дает им встать. Как бы наружно ни была украшена могила, мы все же ощущаем запах смерти. Может быть мы в отчаянии опускаем руки и почти без надежды просим Бога совершить над мертвыми душами чудо и дать им рождение свыше. Обратим внимание на то, что поручает Своим ученикам сделать Господь Иисус, раньше чем совершить над Лазарем чудо. В 39 ст. Господь говорит: "отнимите камень". Есть дело, которое Господь поручает делать людям, но есть дело, которое может совершить один лишь Господь. Дело поручаемое нам, людям, это отнимать камни от гроба, и этого дела Господь помимо нас не совершает. Часто мы смешиваем два эти понятия и берем на себя дело Господне. Нередко скорбим мы, что нам не Удается оживить душу другого; иной же раз воображаем себе, что мы привели душу ближнего "из тьмы к чудному свету". И в том и в другом случай мы не правы, т. к. дело воскрешения душ принадлежит Гос­поду, а не нам.

Какие же "камни" велит нам Господь "отнимать" от могил? Если в древние времена вход в могильный склеп заграждался одним большим камнем, то в наши дни вход в души, по моему мнению, заложен не одним, а множеством камней. Назову главнейшие из нйх. В нашей стране, первый, скажу, камень, мешающий людям пробудиться от духовного сна, — это "невежество". Приложим же все наши старания к тому, чтобы разорять духовную мглу, чтоб „отнять этот камень". Не будем бессердечно проходить мимо толпы людей, нас окружаю­щей; ей никто еще не принес благой вести о Христе. Мы можем помочь этим душам личным своим свидетельством или же распространением среди них хороших книг, главным же образом распространением Священного Писания. Если мы этого не делаем, то напрасны наши молитвы и тщетны все наши вздохи о душах этих. Я видал случаи, где последовательным и продолжительным распространением хорошего духовного чтения целые села оказались подготовленными к принятию спасения во Христе. Я мог бы назвать вам несколько местечек, где теперь возникает сильное духовное пробуждение и совершается излияние Духа Святого; могу указать на тех людей, которые не унывая, распространяли среди равнодушного населения христианскую литературу. Все мы тем или другим путем можем содействовать удалению этого „камня невежества"; весь вопрос в том, есть ли у нас на это желание.

Другой, не менее тяжелый камень, это равнодушие. Скольким душам закрыть доступ к радости и благословениям духовным этим непроницаемым покрывалом равнодушия! Есть много путей, ведущих к сердцу чело­века, но одна лишь любовь сумеет выбрать верный и наилучший из них. Кто знает, не оттого ли в мире столько равнодушия, что так мало проявляются у верующих плоды Духа, могущие привлечь внимание постороннего и со­греть сердце ожесточенного. Сколько разных предвзятых мыслей, сколько суеверий не дают людям взглянуть на простую истину Евангелия! Все эти камни отдаляют людей от Господа, и я снова напоминаю, что нам именно поручено Господом "отнять" их.

Но и примером своим дети Божии могут придти на помощь душам. Недавно мне случилось видеть на одной железнодорожной станции группу новобранцев, следовавших к месту своего служебного назначения. Не могу передать вам всех безбожных, кощунственных слов, ко­торые мне пришлось от них услышать. Мне стало страшно за будущность страны, из уст лучших сынов которой можно, услышать такие безнравственные разговоры. Молодежь наша гибнет в грехе и безбожии, и если мы, дети Божии, не приложим всех сил, чтобы противостать этому пагубному течению, страна наша погибнет неизбежно. Между тем многие из этих юношей живут так, потому что не знают ничего лучшего. Призываю всех христианских юношей, у которых окажется хоть капля жалости к их гибнущим братьям, восстать на борьбу с грехом. Докажите миру, что есть победа во Христе. При­мер ваш, милостью Божией, отнимет камень, заграждающий путь в порочные сердца; исчезнет сомнение в возможности победы духа над плотью, света над тьмою. Вот малая часть работы, которую Господь нас призывает совершить во имя Его. Но еще раз напоминаю вам слово: "Лазарь! иди вон!" остается все таки за Господом. Каждый раз, когда Господь дает нам потрудиться для Него и приготовить Ему путь, нам приходится лишь повторять смиренно: "Мы рабы ничего настоящие, потому что сделали, что должны были сделать". (Лук. 17. 10).

Дивно быть свидетелями пробуждения души. Как только Сам Господь произносить слово: „Иди вон", совершается чудо. Рука человеческая не способна вложить новую небесную жизнь в душу мертвую. Куда войдет эта жизнь, там уже не может "смердеть", нет более места тлению. Чудо это очевидно лишь теме, которые „не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились". (Иоан. 1. 13).

Но вот молитва Иисуса услышана, чудо воскрешения Лазаря совершено. Теперь Господь обращает к людям его окружающим, приказание: "Развяжите его". (Ст. 44). Лазарь возвращен к жизни. Пред глазами всех со­вершилось чудо воскресения, но дело еще не окончено. Лазарь еще по рукам и ногам связан погребальными пе­ленами, и если его не развяжут, он не может идти вперед. На эту работу и призывает Господь нас живых детей своих. Если ухо наше открыто, чтобы слышать голос Его, то мы услышим также приказание: „Раз­вяжите его; пусть идет". Заметьте это слово: „Развяжите", а не разрежьте. Мне как-бы слышится в среде верующих жестокое слово: „разрежьте", и я как-бы вижу раны причиненные прикосновением грубой руки. Не случалось ли вам видеть души возрожденный но уже поврежденные в первые дни своей новой жизни неумелым обращением с ними. И никого не нашлось, чтобы залечить раны их! Сколько забитых, угнетенных, и покинутых чад Божьих отстают на пути и блуждают в мире! Откуда такая слабая жизнь? Не оттого-ли, что иных не сразу освободили от пелен; пелены других разрезали не умело и без любви, не прислушиваясь к голосу, говорящему: „Развяжите"! Не будем же несвоевременно срывать пелены неосвященными руками нашими; не станем срывать повязки суеверия, ложных обрядов, старых привычек; по слову Учителя лучше с любовью развяжем их. Если мы приложим все старанье, все рвение, чтобы помочь молодой новорожденной душе, но если сделаем это без любви, то не будет от этого „никакой пользы". (1 Кор. 13. 3). Этим мы не только' не поможем делу, но поступим, напротив, вопреки приказанию Спасителя.

Как часто согрешают этим дети Божии! И сколько вреда наносится этим неуместным старанием! Будем же просить Господа, что бы Он Духом Своим Святым возбудил в нас "те же чувствования", как в Иисусе Христе (Фил. 2:5). Только Он может дать нам "способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; ибо буква убивает, а дух животворит" (2Кор. 3:6). Итак с Господней помощью, научитесь развязывать, а не разрезать пелены младенцев. А затем "пусть они идут"!

Не бойтесь за воскресшего Лазаря: Господь дал ему жизнь, Господь научить его идти вперед. Я вижу вас подчас боязливо стоящими над тем или другим младенцем во Христе. Прежде всего помогите ему освободиться от пелен, а затем отпустите его на свободу. Как трудно опытному христианину видеть первые детские шаги души, над которой он работал, за которую мо­лился и которая благодаря ему познала Господа! Ему все кажется, что он ответствен за всякое движете своего духовного детища; он не перестает указывать ему дорогу и поддерживать неуверенные шаги его. Этим путем призвания к свободе во Христе дети привыкают к опеке человеческой: этим путем души, призванные к общению со Христом, отделяются от Него все более и более и подпадают под иго человеческое. Еще раз по­вторяю вам слова Спасителя: "Развяжите его и"... „пусть идет".

Аминь!