Отзыв о фильме без раскрытия сюжета.
Давненько я не наблюдал за героем Джейсона Стейтэма на большом экране. И вот сегодня посмотрел новый фильм "Гнев человеческий", снятый ни кем-нибудь, а Гаем Ричи. Тем самым Ричи, который и открыл путь в кино Джейсону. Что можно сказать?
Фильм не впечатлил. Почему? На то есть ряд причин, главная из которых: непопадание в жанр. Точнее сказать — заявленный как боевик, сам "Гнев" в итоге таковым не является. Есть конечно перестрелки и даже драки, а так же крутые фразочки в духе жанра, но этого мало для хорошего боевика. А с позиции триллера: слишком много однобокого юмора, невыразительная завязка и слабое нагнетание сюжета.
Стартует кинолента сценой ограбления инкассаторского фургона дерзкой бандой налётчиков. Само действо сопровождается тягучей и монотонно-угнетающей музыкой и серыми красками, как бы говоря — намечается серьёзный драматичный фильм. И вроде бы так оно и есть. Сюжет строится на угнетённом горем отце в исполнении Стейтэма. Или как его зовут в фильме — Эйч, просто Эйч. Но чем дальше, тем больше и фильм становится таким же монотонным и серым, как начальное вступление.
К актёрской игре знаменитого британского "перевозчика" вопросов нет. Джейсон, точнее, Эйч мрачен, холоден и вечно серьёзен, даже когда шутит. Но в этом и кроется главная проблема ленты. Сама история слишком карикатурна и шаблонна. Это несколько удивительно, ведь режиссёр Гай Ричи славится, прежде всего, умением создавать на экране нестандартные ситуации, подкреплённые интересными и неординарными персонажами, что фильм почти сразу превращается в один из культовых в жанре криминальных лент. В данном же фильме главный герой, а по совместительству один из главных бандитов в городе, специализирующихся на ограблении инкассаторов, сам становится жертвой дерзкого ограбления: самого Эйча ранят, а с сыном и вовсе цинично расправляются те самые бандиты из начала ленты. И теперь единственное, что интересует главного героя — это месть. Найти всех и уничтожить любыми способами. Например, самому устроиться в инкассаторскую контору и стать, так называемым, живцом. И вроде всё по классике жанра боевик. Но, нет.
Слабо показанная история взаимоотношений отца и сына не даёт полноценно погрузиться в гневливое состояние персонажа Стейтэма. Свою роль Джейсон отыгрывает убедительно, как и положено крутому парню. Но его персонажу не получается сопереживать. Не хватает предыстории: одной сцены про урок географии малова-то, чтобы раскрыть характер Эйча в обычной жизни и его взаимоотношения с сыном. Вот и получается, что зритель в течении двух часов наблюдает, как почти все плохие парни получают по заслугам. Казалось бы — стандартное клише, банальный сюжет для боевика. Но ведь режиссёр Гай Ричи, он должен удивить. Но, увы, похоже не в этот раз.
Динамика развития сильно страдает из-за вставок до- и после- (тремя неделями ранее; два месяца спустя; в реальном времени). Тем самым разрывая нить драмы и сбивая с гнетущего настроя фильма, который пытается нагнать фоновая музыка.
На мой взгляд, этот фильм является неким экспериментом в творчестве Гая Ричи (хотя, британец уже экспериментировал в ленте "Револьвер" (2005). Вышло не совсем удачно, но точно не провально. Ричи попытался уйти от шаблона боевиков, добавив в некоторых сценах своего "фирменного стиля", присущего его первым работам. Но если в относительно свежем фильме "Джентльмены" (2019) режиссёр особо не мудрил с сюжетом, сняв криминально-комедийную драму, то в "Гневе" Ричи зачем-то навставлял довольно много пошлых, а порой и плоских шуточек на одну и ту же тематику. Нашутились так, что после этих 10-20 минут искромётного юмора, персонажи шутить перестали вовсе. И в подобном моменте тоже, отчасти, загвоздка. Зритель от начала и до конца так и не может узнать внятную историю хотя бы большинства персонажей. Вроде и все отличаются, со своими характерами, но чего-то не хватает для полноты картины.
Есть Эйч — главный герой, глава бандитской группировки, который внедряется в ряды инкассаторов, чтобы на живца (читай самого себя) поймать и прикончить тех самых подонков. Есть «Пулемёт» (Холт Маккэллани), бывший военный, а ныне шеф инкассаторской команды, в которой присутсвуют ещё несколько заглавных лиц. Есть спец-агент (Энди Гарсия), который помогает герою Стейтэма найти всех предполагаемых грабителей. Есть грабители, которые действуют как помощники Эйча и грабители, которых ищет сам Эйч. Последние — так же как и Пулемёт, бывшие вояки, которые не могут найти себя на гражданке в повседневной рутинной работе и приходят к выводу, что зарабатывать деньги можно грабежами. Колоритным вышел главарь бандитов — «Сержант» (Джеффри Донован), мозг операций, но который не является главным антагонистом. Есть Ян (или Йен) (Скотт Иствуд), который так же хорошо воплощён на экране, но не вызывает каких-то слишком отталкивающих чувств (не могу раскрыть его роль из-за спойлеров).
По сути Ричи, попытавшись совместить боевик со своим излюбленным криминально-комедийным жанром, сам же и поломал сюжетную целостность. Герои отыгрывают на ура, тут нет вопросов, но тебе они безразличны, как персонажи всей истории. У меня такое сложилось ощущение. Сама подача, особенно в первые минут 30-40, слишком затянута. Автор пытался добавить драмы, а в итоге навёл скуку.
Есть и сценарные неточности, касательно финальной части, где слишком просто «на деле века» решают использовать Эйча, о котором никто из грабителей будто и не слышал. Хотя слухи о крутом инкассаторе-стрелке уже месяца три ходят. Не много не понятный ход, тем более, что завербовать безжалостного мстителя захотел сам информатор, который и сливал важные детали грабителям.
Персонаж Джоша Хартнетта вообще не нужен для сюжета, хоть сама роль и необычна, но «Сладкий мальчик» никаких действий для изменения чего-либо на экране не производит. А вот Энди Гарсия приятно удивил своим появлением, пускай и в небольшой роли спец-агента. Несмотря на возраст, он всё так же харизматичен и одним взглядом способен вызвать эмоции у зрителя. Но в целом, никто из персонажей не вызывает какого-то общего интереса. Сам сюжет местами занимателен, хоть и затянут. Просто если вспомнить фильмы Ричи, там почти всех заглавных персонажей периодически вспоминаешь, а тут даже не знаю, что запонилось.
И кто-то говорил: «типичный боевик со Стетхэмом». Нет. Повторюсь, здесь Джейсон излишне серьёзен. Пожалуй, это главное, из-за чего фильм не цепляет. В других фильмах герои Стейтэма крутые, но хотя бы с какими-то человеческими эмоциями, а тут просто глыба. Повторюсь: невозможно прочувствовать саму горечь героя, потому что слишком скудно показаны его отношения с сыном.
Музыкальное сопровождение классное. Операторская работа также на хорошем уровне. Финальная сцена перестрелки выглядит круто. Но вот наступает сама концовка и всё. Ну, в смысле, закончился фильм и ты уходишь из зала, почти с пустыми мыслями, как будто чего-то не хватило или наоборот оказалось слишком сытно, но постно.
И мои впечатления тоже неоднозначные. Поэтому и фильму прставил бы нейтральную оценку. Вроде планируется ещё один совместный фильм: Ричи/Стейтэм, тоже позиционирущийся как боевик. Посмотрим, может Гай добавит чуть больше динамики.