Найти тему
blooderwolf

"Гнев человеческий" (2021). Просто Эйч.

Отзыв о фильме без раскрытия сюжета.

Давненько я не наблюдал за героем Джейсона Стейтэма на большом экране. И вот сегодня посмотрел новый фильм "Гнев человеческий", снятый ни кем-нибудь, а Гаем Ричи. Тем самым Ричи, который и открыл путь в кино Джейсону. Что можно сказать?

Фильм не впечатлил. Почему? На то есть ряд причин, главная из которых: непопадание в жанр. Точнее сказать — заявленный как боевик, сам "Гнев" в итоге таковым не является. Есть конечно перестрелки и даже драки, а так же крутые фразочки в духе жанра, но этого мало для хорошего боевика. А с позиции триллера: слишком много однобокого юмора, невыразительная завязка и слабое нагнетание сюжета.

Стартует кинолента сценой ограбления инкассаторского фургона дерзкой бандой налётчиков. Само действо сопровождается тягучей и монотонно-угнетающей музыкой и серыми красками, как бы говоря — намечается серьёзный драматичный фильм. И вроде бы так оно и есть. Сюжет строится на угнетённом горем отце в исполнении Стейтэма. Или как его зовут в фильме — Эйч, просто Эйч. Но чем дальше, тем больше и фильм становится таким же монотонным и серым, как начальное вступление.

К актёрской игре знаменитого британского "перевозчика" вопросов нет. Джейсон, точнее, Эйч мрачен, холоден и вечно серьёзен, даже когда шутит. Но в этом и кроется главная проблема ленты. Сама история слишком карикатурна и шаблонна. Это несколько удивительно, ведь режиссёр Гай Ричи славится, прежде всего, умением создавать на экране нестандартные ситуации, подкреплённые интересными и неординарными персонажами, что фильм почти сразу превращается в один из культовых в жанре криминальных лент. В данном же фильме главный герой, а по совместительству один из главных бандитов в городе, специализирующихся на ограблении инкассаторов, сам становится жертвой дерзкого ограбления: самого Эйча ранят, а с сыном и вовсе цинично расправляются те самые бандиты из начала ленты. И теперь единственное, что интересует главного героя — это месть. Найти всех и уничтожить любыми способами. Например, самому устроиться в инкассаторскую контору и стать, так называемым, живцом. И вроде всё по классике жанра боевик. Но, нет.

Слабо показанная история взаимоотношений отца и сына не даёт полноценно погрузиться в гневливое состояние персонажа Стейтэма. Свою роль Джейсон отыгрывает убедительно, как и положено крутому парню. Но его персонажу не получается сопереживать. Не хватает предыстории: одной сцены про урок географии малова-то, чтобы раскрыть характер Эйча в обычной жизни и его взаимоотношения с сыном. Вот и получается, что зритель в течении двух часов наблюдает, как почти все плохие парни получают по заслугам. Казалось бы — стандартное клише, банальный сюжет для боевика. Но ведь режиссёр Гай Ричи, он должен удивить. Но, увы, похоже не в этот раз.

Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021). Эйч (Д. Стейтэм).
Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021). Эйч (Д. Стейтэм).

Динамика развития сильно страдает из-за вставок до- и после- (тремя неделями ранее; два месяца спустя; в реальном времени). Тем самым разрывая нить драмы и сбивая с гнетущего настроя фильма, который пытается нагнать фоновая музыка.

На мой взгляд, этот фильм является неким экспериментом в творчестве Гая Ричи (хотя, британец уже экспериментировал в ленте "Револьвер" (2005). Вышло не совсем удачно, но точно не провально. Ричи попытался уйти от шаблона боевиков, добавив в некоторых сценах своего "фирменного стиля", присущего его первым работам. Но если в относительно свежем фильме "Джентльмены" (2019) режиссёр особо не мудрил с сюжетом, сняв криминально-комедийную драму, то в "Гневе" Ричи зачем-то навставлял довольно много пошлых, а порой и плоских шуточек на одну и ту же тематику. Нашутились так, что после этих 10-20 минут искромётного юмора, персонажи шутить перестали вовсе. И в подобном моменте тоже, отчасти, загвоздка. Зритель от начала и до конца так и не может узнать внятную историю хотя бы большинства персонажей. Вроде и все отличаются, со своими характерами, но чего-то не хватает для полноты картины.

Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021). Эйч, Пулемёт и Хэнк выясняют отношения (слева-направо).
Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021). Эйч, Пулемёт и Хэнк выясняют отношения (слева-направо).

Есть Эйч — главный герой, глава бандитской группировки, который внедряется в ряды инкассаторов, чтобы на живца (читай самого себя) поймать и прикончить тех самых подонков. Есть «Пулемёт» (Холт Маккэллани), бывший военный, а ныне шеф инкассаторской команды, в которой присутсвуют ещё несколько заглавных лиц. Есть спец-агент (Энди Гарсия), который помогает герою Стейтэма найти всех предполагаемых грабителей. Есть грабители, которые действуют как помощники Эйча и грабители, которых ищет сам Эйч. Последние — так же как и Пулемёт, бывшие вояки, которые не могут найти себя на гражданке в повседневной рутинной работе и приходят к выводу, что зарабатывать деньги можно грабежами. Колоритным вышел главарь бандитов — «Сержант» (Джеффри Донован), мозг операций, но который не является главным антагонистом. Есть Ян (или Йен) (Скотт Иствуд), который так же хорошо воплощён на экране, но не вызывает каких-то слишком отталкивающих чувств (не могу раскрыть его роль из-за спойлеров).

Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021). Ян/Йен (С. Иствуд).
Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021). Ян/Йен (С. Иствуд).

По сути Ричи, попытавшись совместить боевик со своим излюбленным криминально-комедийным жанром, сам же и поломал сюжетную целостность. Герои отыгрывают на ура, тут нет вопросов, но тебе они безразличны, как персонажи всей истории. У меня такое сложилось ощущение. Сама подача, особенно в первые минут 30-40, слишком затянута. Автор пытался добавить драмы, а в итоге навёл скуку.

Есть и сценарные неточности, касательно финальной части, где слишком просто «на деле века» решают использовать Эйча, о котором никто из грабителей будто и не слышал. Хотя слухи о крутом инкассаторе-стрелке уже месяца три ходят. Не много не понятный ход, тем более, что завербовать безжалостного мстителя захотел сам информатор, который и сливал важные детали грабителям.

Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021). "Сладкий мальчик" в исполнении Д. Хартнетта.
Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021). "Сладкий мальчик" в исполнении Д. Хартнетта.

Персонаж Джоша Хартнетта вообще не нужен для сюжета, хоть сама роль и необычна, но «Сладкий мальчик» никаких действий для изменения чего-либо на экране не производит. А вот Энди Гарсия приятно удивил своим появлением, пускай и в небольшой роли спец-агента. Несмотря на возраст, он всё так же харизматичен и одним взглядом способен вызвать эмоции у зрителя. Но в целом, никто из персонажей не вызывает какого-то общего интереса. Сам сюжет местами занимателен, хоть и затянут. Просто если вспомнить фильмы Ричи, там почти всех заглавных персонажей периодически вспоминаешь, а тут даже не знаю, что запонилось.

И кто-то говорил: «типичный боевик со Стетхэмом». Нет. Повторюсь, здесь Джейсон излишне серьёзен. Пожалуй, это главное, из-за чего фильм не цепляет. В других фильмах герои Стейтэма крутые, но хотя бы с какими-то человеческими эмоциями, а тут просто глыба. Повторюсь: невозможно прочувствовать саму горечь героя, потому что слишком скудно показаны его отношения с сыном.

Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021).
Кадр из трейлера "Гнев человеческий" (2021).

Музыкальное сопровождение классное. Операторская работа также на хорошем уровне. Финальная сцена перестрелки выглядит круто. Но вот наступает сама концовка и всё. Ну, в смысле, закончился фильм и ты уходишь из зала, почти с пустыми мыслями, как будто чего-то не хватило или наоборот оказалось слишком сытно, но постно.

И мои впечатления тоже неоднозначные. Поэтому и фильму прставил бы нейтральную оценку. Вроде планируется ещё один совместный фильм: Ричи/Стейтэм, тоже позиционирущийся как боевик. Посмотрим, может Гай добавит чуть больше динамики.