Христос воскресе, читатели! Продолжается светлая седмица, которая представляет собой как бы единый день Пасхи. Несомненно, для нас, православных, Пасха - праздников праздник и торжество торжеств - единственный и неповторимый - выше любого великого и двунадесятого праздника. Почему же тогда у католиков и протестантов главным праздником является Рождество?
Две крайности западного христианства
Корни этого расхождения следует искать в догматике и аскетике западных церквей. В V в. на Западе распространяется ересь британского ученого монаха Пелагия (пелагианство),основной мыслью которой являлось то, что грех является только произволением воли человека, следовательно, греховность не передается через родителей, и младенцы рождаются в таком же состоянии, в каком пребывали Адам и Ева до падения. Эта мысль, разумеется, была "рабочей", она была нужна вроде как для благого дела: для того, чтобы подвигнуть христиан к личной ответственности за свои дела и не возлагать лишних надежд на Божие милосердие в деле спасения.
Учение Пелагия родилось на фоне полемики с его современником блаженным Августином, одна идея которого сослужила Церкви злую службу. Это идея об абсолютном предопределении, о совершенной ничтожности человеческих дел и абсолютно определяющей роли Бога в спасении.
Две эти крайности нашли свое место в западном христианстве и определяющим образом повлияли на развитие католичества (Пелагий) и протестантизма (Августин).
Но в нашем вопросе - вопросе о главенстве Пасхи или Рождества в иерархии христианских праздников - эти две крайности удивительным образом сошлись.
Когда противоположности соединяются
Итак, если, согласно мысли блаженного Августина, каждый человек предопределен ко спасению или погибели, то получается, что страдания и смерть Христа в божественном плане ничего не меняют!
Уверенность протестантов в своем спасении весьма скользкая вещь, но в общем и целом она проверяется так: если человек уверовал во Христа как личного Спасителя и живет по его заповедям, а Бог благословляет его жизнь успехом и достатком - это явный признак предопределения ко спасению.
То есть самое главное - уверовать во Христа как личного Спасителя, а вера эта становится возможной благодаря тому, что Христос стал Человеком, одним из нас, приобщился нашей природе, то есть спасение в принципе стало потенциально возможным.
Если, согласно мысли Пелагия, спасение человека зависит только от него самого, его поступков, то искупительный подвиг Христа тоже несколько теряет свое значение.
Эта скрытая вера проявляется в догмате о непорочном зачатии Девы Марии. По учению католической церкви Она была особым образом очищена, освобождена от греха прежде зачатия Иисуса, то есть стала безгрешной и без крестной жертвы Христовой.
Разумеется, верующий католик, рядовой или иерарх, не скажет, что в его вере умаляется значение страданий Христовых, напротив, почитание именно страстей во всех мельчайших подробностях очень распространено в католичестве. Но заметьте, это именно человеческий, земной аспект, страдания Человека Иисуса Христа. О восстановлении падшего человеческого естества посредством крестной смерти и Воскресения Спасителя в католичестве речи не идет.
Что же остается? Самым важным для западного христианства становится то, что Бог стал Человеком - то есть Рождество Христово. В нем развивается именно земное, природное, родовое начало.
Своим Рождеством Христос - Царь Небесный - дает обоснование установления христианского царства во главе с Римским папой для католиков, которому они будут стараться всех подчинить. Для протестантов то, что Бог послал на землю Своего Сына является знаком Божьего благоволения к уверовавшим в Него.
А как у православных?
У православных Рождество лишь начало спасения, необходимый его залог. Православная Церковь решительно отвергает учение Августина о предопределении ко спасению или погибели и учит о свободном выборе человеком одного из этих путей. Православная Церковь учит о синергии, то есть содействии, соработничестве Бога и человека в деле спасения. Но сама возможность спасения дана нам только Христом.
Суть Его крестного подвига заключается в том, что безгрешный Сын Божий взял на Себя грехи всего человечества, за них был убит, но Своею же божественною силою победил смерть, что невозможно для падшего человека. Смерть не имеет власти над безгрешным, поэтому Христос "смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Церковь свидетельствует о том, что благодаря Причастию жертве Христовой, воскресение становится возможным и для нас, через Крещение и Причастие обновляется и обож*ается сама греховная природа человека.
В Рождестве Сын Божий нисходит к нам - но это лишь половина пути, в Своем Воскресении Он возводит нас к Богу, делая соучастниками Своего Воскресения.
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5f7b057fdf35ae20fc2fa903/5f9c0bd49ac0705ae4e9fa0d/edit - о духовных истоках европейской цивилизации
https://zen.yandex.ru/media/id/5f7b057fdf35ae20fc2fa903/razmyshleniia-o-duhovnyh-istokah-evropeiskoi-civilizacii-chast-2-5f9ede869ac0705ae470c7a3 - откуда в вере индивидуализм и рационализм?