Луна вновь становится центром внимания ученых и инженеров. Уже заключаются контракты, разрабатываются носители и космические корабли, планы утверждены и даже назначены даты, но почти все эти события так или иначе связаны с NASA, отсюда возникает вопрос: А где же наша, российская лунная программа? Давайте разбираться!
Сразу отбросим все рассуждения про Н-1 и всю советскую лунную программу в целом, это тема для отдельного разговора и никакого отношения к современным проектам не имеет, оставим только то, что актуально здесь и сейчас и хотя бы "на бумаге" предполагается к постройке.
Начнем с того, что в планах "Роскосмоса" порой очень сложно разобраться, формулировки иногда слишком уклончивые, заявлений и дат было очень много, а иногда и вовсе они противоречат друг другу, однако мы с вами попробуем выделить из всего это по настоящему реальные и разрабатываемые проекты, которые, уже в недалеком будущем отправят космонавта устанавливать триколор на поверхность спутника. Это и возьмем нашей главной целью - про лунные базы и орбитальные станции много разговаривать не будем.
Начать думаю стоит с самого главного - ракеты-носителя, ведь без него, каким бы не был отважным экипаж, технологичным космический корабль - полёт не состоится. Недавно испытанная "Ангара" хоть и значится как один из носителей для лунной программы, но отправить на ней человека - не получится, она годится лишь для первого этапа лунной программы, целиком и полностью беспилотного.
Нас интересуют "игрушки" большего калибра, и такая к счастью есть, носитель правда существует лишь "на бумаге", но он является федеральным проектом, который просто так забросить не получится, имя ему - "Енисей".
Названный в честь великой реки носитель действительно подходит для лунной программы. Знаменитые РД-180 и РД-171 на борту обеспечат огромную тягу, которые позволят Енисею без проблем отправить к Луне экспедицию и не только, ведь в планах значится отправка модулей для лунной базы. Да и разновидность груза не важна, нам интересна максимально допустимая нагрузка, которую сможет отправить носитель к Луне, а она составляет 25-30 тонн при стартовой массе около 3000, что вполне себе хватит.
Теперь выясним, куда мы будем усаживать наш бравый экипаж. Обычный и привычный нам "Союз" для таких целей не подойдет, долететь до Луны в тесном старичке может быть и получится, а вот вернуться назад уже нет. Когда мы говорим про полёт на Луну, важно понимать, что нагрузки и требования к космическому кораблю значительно возрастают. Речь идет о куда больших скоростях, большей автономности и живучести, требованиям к навигации и функционалу. Задача "Союза", как можно быстрее доставить трех человек к МКС, а затем, так же быстро вернуть их домой, а корабль который полетит к Луне, должен стать для космонавтов настоящим домом, безопасным и удобным, который с вероятностью в 101% защитит их от угроз и вернет домой. Благо на эту роль есть один претендент - ПТК "НП", или "Федерация", который на самом деле "Орел". Роскосмос никак не мог определиться с названием нового корабля, но шутки шутками, а что из себя представляет "Орел"?
Новый корабль должен стать по настоящему новой страницей в истории отечественной космонавтики, никаких оглядок на прошлое. "Орел" будет построен из современных материалов, речь идет о различных композитах, вмещать себя до 4 космонавтов с приемлемым уровнем жизненного пространства, что важно для длительных экспедиций, обладать современной авионикой, которая позволит заметно упростить управление кораблем и сделать его менее нагруженным и сложным чем у "Союза", а самое главное и возможно сложное - быть многоразовым, ведь новичок не обещает быть дешевым.
Теоретически нам удалось запустить отважный экипаж к Луне, носитель отработал штатно и наш корабль приближается к спутнику, но есть одно "но", на Луну нужно как-то призем...прилуниться! "Орел" сам по себе таким функционалом не обладает и нам нужно что-то, что справится с этой задачей. Разворачиваем наш корабль домой и ищем лунный посадочный модуль.
С посадочным модулем не всё так просто, о нем Роскосмос и РКК "Энергия" хоть и упоминали, но столь поверхностно, что выделить из этого хоть какие-то крупицы информации почти невозможно. О нем лишь известно то, что он разрабатывается "Энергией" и сможет курсировать между Луной и орбитальной станцией и...всё, больше информации нет, несмотря на то, что это один из самых важных аспектов программы.
Допустим, мы всё-таки добрались до поверхности Луны и готовы открыть люки, но есть одна проблема - скафандры, захватить парочку лишних с "Союза", а затем выйти в них покорять Луну - путь в один конец, Лунная поверхность может быть опасна для скафандра, который для этого не предназначен, для таких занятий нам потребуется специальный, лунный скафандр и к нашему счастью такой есть - модифицированный "Орлан".
Новый скафандр обещает быть в первую очередь легким, ведь для полётов к Луне каждый грамм на счету, удобным и подвижным, таким, чтобы обеспечить свободу действий космонавту, прочным и безопасным, так как Лунная поверхность местами очень опасна. Первая экспедиция рассчитана на 14 дней, следовательно, скафандры должны обладать высокой автономностью, чтобы обеспечить полноценный рабочий день на Луне.
Собрав все эти компоненты мы действительно сможем отправить наших соотечественников устанавливать триколор на поверхность спутника и радует то, что практически все элементы нашего "конструктора" в той или иной мере в разработке. Всё это должно случиться в 2031-м году, кажется, что еще слишком рано о чем-либо рассуждать, но на деле это не так, объем работы - огромен, еще столько всего нужно разработать и испытать, что даже трудно перечислить, поэтому десятилетие для такой задачи - скорее мало, чем много.
Нам с вами остается лишь наблюдать за развитием нашей, отечественной лунной программы. Спасибо за внимание!