Еще лет тридцать назад все основные книжные магазины Барнаула располагались на Ленинском проспекте. Ленина, 27 – «Дом книги». Сейчас – «Дом обуви». «Дом книги» открылся, по-моему, в самом начале 1970-х и был тогда, наверное, главным книжным города. Там имелся даже свой литературный консультант – алтайский поэт Владимир Казаков. Книготорговля из «Дома книги» начала вытесняться уже в самом начале 1990-х. Он быстро превратился в обычный для того времени магазин, в которым торговали практически всем.
До «Дома книги» главным книжным Барнаула был КОГИЗ по адресу: Ленина, 28. То есть, прямо напротив. КОГИЗ – это Книготорговое объединение государственных издательств. Возможно, объединение в конце 1960-х – начале 1970-х уже не существовало, но магазин все называли именно так – КОГИЗ.
В доме по Ленина, 35 был маленький магазинчик «Военная книга». В СССР существовала сеть таких магазинов, в них продавали специальную литературу для военнослужащих. Позже магазин переехал в более просторное помещение в доме по Ленина, 67. Там он продержался до начала 1990-х.
В соседнем доме, Ленина, 63, был магазин «Подписные издания». Там можно оформляли подписку на собрания сочинений и выкупали тома по мере их выхода. Из-за страшного книжного дефицита очередь на подписку занимали рано утром. В 1978 году, к 150-летию Льва Толстого, вышло 22-томное собрание его сочинений. Поскольку тираж был 1 миллион экземпляров, подписаться смогли все желающие.
«Подписные издания» исчезли тоже в начале 1990-х. Помню, тогда в них торговали финской краской Tikkurila.
На углу Ленинского по четной стороне и Союза республик долгие годы находился букинистический магазин. В него можно было сдать книги (принимались только те, что можно было потом продать). Этот книжный в разных форматах продержался до недавнего времени.
На Ленина, 85, рядом с площадью Октября, был так называемый пятый магазин. Наверное, такой же по площади как «Дом книги». Затем «пятый» назывался «Пенаты», а уже в XXI веке – «Лас-Книгас».
Теперь все это в прошлом. Да и книг уже читают меньше. Но, слава богу, дефицита нет.
Дмитрий Негреев.