Найти тему
Анастасия Миронова

Невыносимая сложность бытия: моя полная рецензия на "Обитель"

Ну вот, написала для Газеты.ру реценцию на сериал по книге Прилепина. И уже сдав текст, поняла: если бы у меня не было прошлогоднего разрыва с "Новой газетой" из-за дела Дмитриева, мне бы, вероятно, пришлось расстаться с ней сейчас. Потому что такой текст у меня бы, наверное, публиковать там не стали. А я бы не смогла это терпеть.

Кадр из сериала "Обитель" / SMOTRIM
Кадр из сериала "Обитель" / SMOTRIM

Хотя бы потому, что в 2017 году у меня на Соловках впервые в жизни заболело сердце. В центре за грудиной, оно болело тянущей болью, будто кто-то с обратной стороны хватал его и тянул на себя. Это случилось после моего посещения впервые Секирной горы, где был карцер-изолятор, в котором людей держали без одежды и отопления. В Белом море! Сердце у меня болело еще месяца полтора. Я боялась засыпать - думала, не проснусь. Проверила себя вдоль и поперек - ничего. Просто болело сердце. Потом прошло. В следующие разы я приезжала на Соловки с мешком лекарств - вдруг снова заболит. И вот уже четыре года я вынашиваю в голове книгу о годах зарождения Соловецкого лагеря, работаю над ней. И, думаю, это будет моя самая серьезная в жизни книга.

Конечно, я бы не смогла сейчас в угоду либеральному сообществу солгать в рецензии. А "Новая" не смогла бы напечатать текст, в котором написано, что Захар Прилепин хоть и на Донбассе был, но большой талант, и что книга его хоть и подловатая, но прекрасная, а фильм, снятый по ней, замечательный. Вдумайтесь: на сайте "Новой", в СМИ, которое многие годы писало про Соловки, публиковало историка Соловков Юрия Бродского, защищало делавшего на Соловках раскопки Юрия Дмитриева, нет ни одного упоминания "Обители".

Потому что они все же в литературе и кино разбираются и чувствуют, что ругать текст и сериал очень лицемерно, а хвалить у них язык не повернется

И не хватит духу понять, что мир сложен и литература сложна. Что в этом мире про лагерь 20-х рассказывает народу не либеральная Людмила Улицкая, а такой вот Захар Прилепин. Как в свое время про ГУЛАГ миру рассказал не диссидент Владимир Буковский, а почвенник Александр Солженицын, чем и снискал неприязнь советской и эмигрантской либеральной интеллигенции.

Это все очень сложно: и сам Прилепин, и книга, и эпоха, которую он описывает, и время, когда она вышла - трудно моим бывшим либеральным коллегам объять эту сложность умом. Непереносимо трудно. Лучше пройти мимо.

Скорее всего, моя рецензия - единственная, написанная человеком, который неоднократно был на Соловках и много про них читал, а также писал несколько статей. Я уже рассказывала, что хотела застолбить в "Новой" право писать про сериал, потому что у них нет теле- и кинокритиков, которые знали бы историческую фактуру так, как и я. Однако сериал все не выходил, я все ждала. Еще я предлагала им сделать круглый стол с Прилепиным и либеральными журналистами, историками, чтобы честно поговорить о книге и Соловках. Конечно, идея моя была встречена без энтузиазма.

Сериал наконец вышел, я уже разошлась с "Новой". Но это не имеет значения, потому я точно знаю

- этот текст не был бы там опубликован, он слишком честный

И аудитория "Новой" не могла бы мне не поверить, потому что она на страницах газеты сама когда-то убедилась, что я про Соловки писала и много знаю.

Некоторые язвительные граждане спрашивают меня, почему я перестала писать для "Новой", но продолжаю писать для Газеты.ру. А потому, вероятно, что едва ли не все самые мои важные и знаковые тексты вышли в Газете.ру. И награду "Либеральной миссии" мне, между прочим, давали за колонки в Газете.ру.

Текст про Соловки и "Обитель" для меня, безусловно, очень важный. И, разумеется, я предпочитаю сотрудничать со СМИ, которое дает мне возможность его опубликовать.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Подписаться