Когда-то в далеком детстве я мечтала стать космонавткой. Да-да, именно так: на тот момент мне было пять, и не дружить с грамматикой я имела полное моральное право. Манили меня звезды, щедро рассыпанные по ночному куполу дачного неба. Тянули неизведанные миры. Да и вообще хотелось героизму и подвига. В общем, с близкой подругой мы при помощи листа белой бумаги, иглы и мягкого дивана ваяли "звездные карты". Мамина трафаретная линейка использовалась для изготовления "бортового компьютера". А спутником "союз" была назначена тогда новенькая металлическая горка-ракета на нашей площадке в саду (это вот нам очень повезло, что ракету поставили именно на нашу площадку).
Чуть позже я уже зачитывалась Киром Булычевым. Еще позже Гарри Гаррисоном, Рэем Брэдбери и Роджером Желязны. А там и астрономия в школьной программе подоспела.
Нам вообще очень повезло с преподавателем по физике и астрономии - последний предмет не подменялся первым. Мы считали светимость звезд и расстояние до квазаров, выигрывали олимпиады и заслушивались ее лекциями. Но при этом при всем в планетарии я была один раз и в очень-очень раннем детстве. Настолько раннем, что вообще плохо помню. А планетарий у нас тогда, в 80е, был в здании церкви:
К теме звездного неба я вернулась, когда чуть подрос племянник. Он, в отличие от романтическо-настроенной меня, не протыкал иглой "карты звездного неба", он уже в дошкольном возрасте читал энциклопедии (ну, вернее, я читала, - алфавит он выучил уже толтко в школе). В общем, в 5 он запоем рассказывал о квазарах и пульсарах, в 7 на море местные юнцы к нам делигацию засылали с просьбой "забрать своего мальчика от наших девочек" - тем про млечный путь оказалось интереснее, чем в карты на желание... а в 9 - в красках и лицах расписывал теорию большого взрыва. Ну и да, мы с ним просмотрели все программы нашего Саратовского планетария, который к тому времени переехал в новое здание.
С нашего же Саратовского Планетария знакомство со звездным небом мы начинали и с моими старшими мальчишками. И естественно, как только мы переехали в Москву, - Московский аналог стал первым на очереди к посещению.
В столице посмотреть на звезды мы ходили уже не раз. И со старшими, и потом со средними, и когда самый старший в гости приезжал - тоже на взрослую программу выбирались (вот у нас, в Саратове, программ для взрослых нет, к сожалению - только для детей... после 10 племяннику туда уже ходить было неинтересно). В общем Московский планетарий я обожаю.
Как минимум, потому что это не только полнокупольные программы. Это и программы для совсем малышей - в малом звездном зале, это и обалденные музеи, в том числе под открытым небом, и лекции для школьников. А какие там экскурсоводы!! Увлеченные своим делом мальчишки, которые о сложном рассказывают так, что группа слушает открыв рот.
В общем, планетарий -наше все. Поэтому на эти майские мы снова решили сгонять туда. Получилось весело и познавательно. Ходили со средним, смотрели "Вояджер" ибо он хотел "про Юпитер". Про Юпитер было не так много, как хотелось, но зато мы попали на премьеру программы Универсариума, что мне прям-таки легло на душу. Старая программка уже поднадоела, - ее крутят перед каждым новым фильмом. С одной стороны со второго-пятого-десятого раза младшешкольники может и запомнят про Альдебаран с Сириусом, но один и тот же текст мне лично уже наскучил. А тут новье... и интересное новье. Рекомендую.