Найти тему
Начиная всё сначала

Переход школьного образования на платную основу не гарантия хорошей успеваемости и дисциплины у учеников

Оглавление

Есть популярное мнение, что проблемы с дисциплиной учеников и их успеваемостью можно решить, сделав обучение в школе платным — родители будут лучше контролировать своих детей, не желая впустую потерять отданные за образование деньги. Ведь если бесплатно, то не жалко, а когда заплатил, то вроде бы ждёшь конкретного результата не только от учителя, но и от самого ученика. В теории это хорошо звучит, на практике же всё несколько иначе...

Опираясь на свой личный опыт, я попробую в данной статье дать ответы на следующие вопросы:

  1. Все ли дети хорошо учатся на платной основе?
  2. Будут ли родители учеников ответственно их контролировать, дабы отданные за учёбу деньги не пропали впустую?
Часто считается, что платность образования гарантирует хорошие знания у ученика. Источник фото mic.com
Часто считается, что платность образования гарантирует хорошие знания у ученика. Источник фото mic.com

Об организации, в которой я работал

Это было обычное ИП, но официально называлось школой и сохраняло соответствующий антураж: учителя, классы, журналы, уроки, домашние задания. Из работников был сам владелец данного ИП, отвечавший за документы и финансы, а также несколько учителей иностранных языков (английский, немецкий, китайский, японский и т.д.), обучавших индивидуально или в группах. Я преподавал японский язык.

Каждый из вышеназванных языков преподаётся в определённых российских школах. Поэтому я считаю, что моя история может быть применима при оценке всего нашего школьного образования.

Ученики были разными: от студентов вузов и уже работающих людей, решивших в будущем связать свою жизнь с Японией, до школьников 11-15 лет, увлечённых японской массовой культурой (аниме, манга, поп-музыка) и захотевшие стать ближе к своему увлечению. Таких было большинство.

В любом случае, можно сказать, что все упомянутые выше люди пришли учиться с определённой целью. Все начали учить японский язык добровольно и никто никого не заставлял.

Кратко о предмете, который я преподавал

Чтобы описанная дальше ситуация стала более понятной, нужно немного рассказать о самом языке. В нём используются иероглифы и два алфавита, катакана и хирагана. Алфавиты являются сугубо японскими и применяются уже много сотен лет. Само обучение с первого же урока начинается с заучивания алфавитов. По-другому никак.

Сложно ли это? В принципе, да. Совершенно чуждые кириллице и латинице символы запоминаются с большим трудом. Однако, это вполне по силам любому, надо только сесть и начать УЧИТЬ. Так успешно делали миллионы людей «до», будут делать так же и «после».

Итоги учебного процесса

У взрослых ребят (от 16-18 и старше) всё было в порядке. Учили, зубрили, регулярно делали домашние задания. Особенно хорошо шло дело у тех, кто начал изучать японский с определённой ясной целью и платившие за обучение своими личными деньгами.

У школьников было не всё так просто. Первоначальная радость от того, что они начинают изучать язык, напрямую связанный с их хобби (ура, я смогу смотреть аниме на японском/ура, я смогу поехать в Японию!) разбилась об первую же трудность, для преодоления которой нужно было просто начать учить и прописывать буквы по 30 минут каждый день.

К чести детей, сдались не все. Половина школьников училась более чем достойно, ещё раз доказывая, что в этом деле возраст не помеха.

Что до второй половины, то кто-то раньше, кто-то позже, но переставал учить материал, делать домашние задания и работать на уроках. Начала страдать и дисциплина: некоторые ученики приходили на платные занятия с целью лишь повеселиться и поболтать, попутно мешая своим одноклассникам и учителю. Стандартные уговоры и морализаторство, а также разговоры на тему, что «твои родители платят деньги, родители твоих товарищей платят деньги, не позволь этому пропасть зря!» не помогали. На вопрос «почему не учишь?» ответ был простой — мне лень и я тупой/тупая. Всё как в обычной школе.

А на вопрос «если не хочешь учиться, то зачем сюда ходишь?» — молчали и не давали какого-либо ответа.

С одной ученицей дело дошло даже до открытого хамства в мою сторону. Вариант об исключении её из «школы» и мой отказ учить её дальше владелец организации даже не рассматривал: каждый ученик это деньги в кассе и доход, а лишиться денег не согласится ни один бизнесмен. Очень корректно владелец пожаловался маме и она извинилась перед ним за свою дочь. Последующие урок-два всё было тихо, но вскоре всё вернулось на свои места. Тоже всё как в обычной школе.

В целом, позиция моего руководства была такова: ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы кто-то из учеников ушёл. Деньги должны постоянно идти в кассу. А то что хамят... Как оказалось, я был не один такой преподаватель в той организации. Вынуждены были терпеть все. Как мне сказали те же мои бывшие коллеги, у них есть ученики, которые не могут выучить эти два алфавита годами, а на уроки ходят лишь с целью повеселиться и поболтать. Да и не только на японском — есть такие же ученики и на китайском, и на английском... На всех предметах. При этом их родители таких учеников регулярно платят за обучение в полном размере. И деваться некуда, надо как-то учить, потому что услуга есть услуга, и за неё заплачены деньги.

Так что когда образование становится бизнесом, то на первый план всегда выходит задача заработать как можно больше денег. Качество знаний у клиентов и комфорт простых сотрудников уходит на второй план.

Выводы

Теперь же перейдём к вопросам, заданным в начале статьи:

1. Можно ли сказать, что при платном образовании дети будут хорошо учиться?

Далеко не факт. История выше как раз говорит о том, что плохо учиться и отвратительно себя вести можно обучаясь и за деньги. Насколько я знаю, та хамоватая девочка до сих пор учится в той организации и тянет весь свой класс на дно уже в течение двух лет.

2. Будут ли родители контролировать своих детей лучше, боясь потратить свои деньги впустую?

Тоже не факт. Во-первых, если в семье есть деньги, то родителям может быть просто плевать на то, что и как хорошо учит твой ребёнок, главное чтобы хоть чем-то занимался. Во-вторых, руководство платных образовательных заведений не очень любит жаловаться родителям — они могут понять, что деньги за обучение уходят в пустоту, и забрать ребёнка из данного учреждения, что совершенно не выгодно его руководству.

Так что хоть бесплатное школьное образование, хоть платное, всё равно останутся те, кто не будут учиться. Платность образовательных услуг сама по себе не может быть мотивацией к учёбе: дети плохо понимают ценность денег, особенно если никогда их не зарабатывали. Также никуда не денутся и безразличные (по тем или иным причинам) родители. Так что переход школьного образования на платную основу сам по себе не решит нынешних проблем, а может только лишь добавить новых.

Спасибо за уделённое статье время, удачного Вам дня!