Найти в Дзене
МОРСКОЙ КОНЁК

Обладают ли ваши дети навыками выживания?

Рано или поздно родители осознают, что окружающий мир полон опасностей, а дети растут и не будут вечно находиться под присмотром. Мы стараемся сделать всё, что в наших силах, чтобы защитить своих детей от беды, но, возможно, стоит подумать о том, чтобы подготовить их к различным жизненным ситуациям, чтобы они знали, как действовать, чтобы выжить и остаться здоровыми.

Некоторые люди считают, что готовность к выживанию сводится к набору определённых знаний и хитростей и время от времени сетуют в комментариях на «неправильные» с их точки зрения советы. В действительности, готовность к выживанию – это в большей степени часть характера, восприятие мира, которое должно формироваться с раннего детства.

Ребёнок должен знать, что не всегда родители смогут быть рядом и обеспечить его защитой, что мир нестабилен, происходят неприятные и даже ужасные вещи, а вокруг полно плохих людей. Как бы не казалось это сложно и жестоко, ребёнок должен быть готов к тому, что в любой момент может произойти что-то неприятное.

Нужно чаще выводить детей из зоны комфорта: пусть они видят мир не только в пределах своего дома, двора, дороги из дома в школу, а также из-за окна автомобиля и на экране. Чем больше разнообразных мест они посещают, тем спокойнее они себя чувствуют в разных условиях и среди людей разного типа.

Чаще выводите детей из зоны комфорта
Чаще выводите детей из зоны комфорта

Дайте детям возможность падать. Оберегая ребёнка от любой незначительной опасности, не отпуская его от себя, мы не даём ему развиваться и извлекать важные жизненные уроки. Да, нормальному родителю не хочется, чтобы его ребёнок получал травмы и рисковал жизнью и здоровьем, но если не разрешать ему бегать, прыгать, лазать по деревьям и по горкам, он на всю жизнь останется затюканным ребёнком, боящимся собственной тени.

Дайте ребёнку возможность нормально развиваться
Дайте ребёнку возможность нормально развиваться

Развивайте у детей навыки самостоятельности (пассионарность). Родители предпочитают контролировать жизнь своих детей, решать их проблемы и думать за них. В результате ребёнок привыкает в каждой ситуации обращаться за советом или указанием к старшему. Сначала это будут родители, но впоследствии, когда родителей рядом не окажется, ему придётся искать других «наставников», которые будут давать указания, как поступить. Кто ими будет? Учителя в школе? Более активные товарищи в школе или на улице? Хотите, чтобы до конца жизни ваш ребёнок жил чужим мнением, позволяя манипулировать собой?

Если нет, то развивайте у него навыки критического мышления и самостоятельности. Он должен научиться жить своим умом, опираясь на опыт других, и принимать самостоятельные решения. Так формируется мировосприятие выживания.

Научите детей разводить огонь, сначала показав им, как это делать, затем давая ограниченно участвовать, помогая в работе. Приблизительно в пять лет ребёнок уже может разжигать огонь самостоятельно под присмотром старших. Это очень важный и полезный навык, который может спасти во многих критических ситуациях, дав возможность согреться, приготовить еду, отпугнуть опасных животных и подать сигнал о помощи.

Покажите детям, как добывать питьевую воду. Заблудившись в безлюдном месте, ребёнок сможет длительное время обойтись без еды, но ему понадобится вода, чтобы выжить. Нужно знать, какие природные источники можно использовать для питья, а какие необходимо обеззараживать, чтобы пить. Дети должны знать, как добыть питьевую воду на природе (реки, ручьи, роса и кипячёная вода).

Научите детей ориентироваться на местности. Начните с простого: гуляйте с детьми по незнакомым улицам, позвольте им самим выбирать маршрут движения, искать дорогу. Научите их пользоваться картами (хотя бы на гугловских ресурсах). Выезжайте на природу, где хорошо обучаться работе с компасом и картами местности. Передвигаясь на машине, позвольте детям активно участвовать в навигации – пусть они научатся пользоваться дорожными указателями.

Научите детей самостоятельно выходить из ситуации, если они заблудились. Главное, чтобы они научились не паниковать, не совершать лишних и опасных действий (например, бесцельно блуждать по незнакомой местности), отыскивать правильные ориентиры.

Учите детей самостоятельности
Учите детей самостоятельности

Отработайте с детьми правила поведения среди людей на улице, если они потеряются в толпе. Они должны научиться стоять на месте в ожидании родителей и знать, к кому обращаться за помощью (к полицейскому, женщине или мужчине с детьми).

Также важно, чтобы ребёнок имел основные понятия о правилах дорожного движения и о том, что нельзя рассчитывать на то, что другие эти правила строго выполняют. Постарайтесь постепенно отказаться от привычки всё время держать его за руку, чтобы он привык самостоятельно контролировать ситуацию.

Отработайте с ребёнком правила поведения при вторжении в дом. Собственно говоря, это касается, в первую очередь, самих взрослых, но дети в такой ситуации обычно оказываются «слабым звеном», поэтому нужно поупражняться, в первую очередь, с ними. Научите детей реагировать на сигналы опасности, прятаться в укрытия, звонить в полицию.

Научите детей правильно реагировать на угрозы. Неподготовленный ребёнок в случае нападения на него обычно впадает в ступор и не знает, что делать. Поэтому главное, чему он должен научиться в такой ситуации, – это кричать, звать на помощь, кидать камни в окна и убегать, а также уметь сопротивляться. Не обязательно, чтобы ребёнок владел в совершенстве боевыми искусствами, но самые элементарные приёмы самообороны могут оказаться спасительными в критический момент. Главное – не терять самообладание и действовать, а это возможно только если практиковаться.