Найти тему
В городе Жить

Под шифром “Колба”. Кто обеспечил связь для АлСиба?

История воздушной трассы Аляска — Сибирь — одна из малоизученных тем Второй мировой войны. Этот проект готовился в режиме максимальной секретности, до сих пор многие сведения об операции засекречены. Свою лепту в непубличность ленд-лиза сыграла и холодная война. О сотрудничестве СССР и США в те годы старались не говорить, и в том числе были забыты герои трассы Алсиб — советские перегонщики, конструкторы и инженеры. Со дня начала действия воздушной трассы между Советским Союзом и Соединёнными Штатами прошло более 70 лет, и историки-энтузиасты по крупицам возрождают память об Алсибе. Ведь эта покрытая тайнами история Великой Отечественной войны — предмет национальной гордости.

Проверка деталей радиомаяка "Колба"
Проверка деталей радиомаяка "Колба"

Тысячи пилотов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Несмотря на все трудности, за период с 1942 года по 1945 год было перегнано почти 8 000 самолётов и перевезены тонны ценных грузов. Интересен факт, что за всю войну перегонщики потеряли 81 самолёт, 58 из них в первые шесть месяцев работы воздушной трассы.

Свести потери к минимуму помогла разработка учёных ленинградского завода № 327, который в годы войны был эвакуирован на берега Енисея и работает в Красноярске по сей день (ОАО “НПП “Радиосвязь”).

Трасса Аляска — Сибирь проходила через Аляску, Чукотку, Колыму, Якутию. Конечный пункт назначения — Красноярск. И хотя сопровождали самолёты в опытные лётчики, сложный рельеф местности, тундра, глухая тайга, полярная ночь и морозы до 60 градусов, карты с погрешностями, отсутствие промежуточных аэродромов представляли серьёзную угрозу проекту.

В 1942 году Государственный комитет обороны поручил заводу № 327 изготовление радионавигационных маяков, предназначенных для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолётов. Эту задачу должен был выполнить разработанный ещё в 1939 году инженерами-конструкторами Иваном Садовниковым и Михаилом Зелентом мобильный вариант всенаправленного гониометрического радиомаяка под шифром “Колба”. Первый образец был сдан в эксплуатацию ровно 70 лет назад. Всего за годы войны заводом было выпущено 27 радиомаяков “Колба”.

— Руководил созданием радиомаяка на заводе начальник производства Натан Зверев, в будущем — главный конструктор НИИ № 188 и предприятия п/я 93 в Ленинграде, лауреат Сталинской премии, — рассказывает Ольга Новикова, директор музея ОАО “НПП “Радиосвязь”. — Радиомаяк “Колба” состоял сначала из двух машин, а потом из — четырёх. Центральная мачта ненаправленного излучения была высотой 31,5 метра, что давало возможность увеличить дальность действия до 500 километров. Этот плод самоотверженного труда работников завода позволил лётчикам совершать так называемые слепые посадки. Благодаря этому за оставшиеся три года войны на территорию СССР практически без потерь поступило 7 902 американских самолёта, перевезено 18 753 тонны оборонных грузов и 128 371 пассажир.

Радиомаяк "Колба"
Радиомаяк "Колба"

За достижениями завода стоят простые люди. Время было тяжёлое, военное. Порой, чтобы прокормить родных и оказать посильную помощь фронту, за станок вставали вчерашние школьники. “В отделе кадров завода меня не приняли: шёл мне тогда четырнадцатый год, а ростом я был маленький, — написал в своих воспоминаниях Вениамин Белгородский. — Тогда я взял из школы справку об окончании шести классов, сам сделал исправление на семь (благо цифра шесть была римская). И так меня приняли на работу”. В годы войны на предприятии работало 4,5 тысячи человек.

К слову, радиомаяки “Колба” сопровождали американских “аэрокобр”, “дугласов”, “бостонов” и “боингов” не только на трассе Аляска — Сибирь. Из Красноярска боевые американские самолёты, пилотируемые лучшими лётчиками, отправлялись на фронт, а следом за ними по железной дороге следовали и радиомаяки, которые устанавливались на аэродромах прифронтовой полосы, чтобы обеспечить путь крылатых машин на Берлин и их возврат после выполнения боевых задач.

В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска — Сибирь прекратила своё существование. Но впоследствии осталась разветвлённая сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств. Годом позже из Красноярска выехали на родину учёные-ленинградцы. Но радиотехнический завод продолжил свою работу. Сегодня предприятие разрабатывает станции спутниковой и тропосферной связи, навигационную аппаратуру. В 1975 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Деятельность инженеров-радийщиков в годы Великой Отечественной войны — лишь один промежуток в славной истории Красноярского радиотехнического завода. “В 1981 году было принято решение создать музей боевой и трудовой славы, — рассказывает Ольга Петровна. — Сложность при создании музея состояла в том, что продукция предприятия является секретной, и документация о ней сдаётся в архивы Минобороны сроком на 75 лет. Но уже сегодня появилась возможность немного приоткрыть вчерашние секреты, показать достижения научно-технической мысли, вслух назвать изделия, которые составили славу отечественной радиотехники, поимённо перечислить работников, чьи дела отмечены высокими правительственными наградами”.

Текст Андрей Мужщинский

Фото предоставлено НПП "Радиосвязь"

Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №67 от 8 мая 2013 года.