Найти тему

Что такого в стихах. О стихотворных размерах

Помимо строгого чередования ударных и безударных слогов, в стихотворении должна быть четкость конструкции и в остальном.

(Вспомним Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока... 99.9% всех классических стихов выдержаны одним определённым стихотворным размером или, что очень редко, синтезом тех же самых размеров 🌚)

Нет. Размер не про то, насколько стихотворение большое или маленькое. (Это было бы слишком очевидно )))

Размер, грубо говоря, про то, сколько ударений в строке. Два ударения — двухстопный размер. Три — трёхстопный. И так далее...

Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.

Так, если вспомним, что существуют понятия «ямб», «хорей», «дактиль»... то не сложно будет догадаться, что и стопа должна быть либо ямбической, либо хореической, либо дактилической...

«у бЕрега чЕрного мОря —
мне снИлось — мы встрЕтились Оба...»

— пример трехстопного амфибрахия (когда ударение падает на 2, 5, 8 слога. Обратили внимание, что ударений в строках по три? )

Важно так же, чтобы количество слогов первой и второй строки (если рифмовка перекрёстная) повторялось до конца стихотворения. В моем примере в каждой строке по 9 слогов.

Однако, есть и разностопные размеры. Пример чередования пятистопного ямба с четырёхстопным: 👇🏻

«я вАс люблЮ. люблЮ столь тИхо, скрОмно,
сколь тИх и скрОмен лУнный блЕск...»

Подобных примеров у Пастернака и Блока целая куча:

***

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука

***
Не призывай. И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.

И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья
И вновь желать.

Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой — слуга; порою — милый;
И вечно — раб.

Для чего нужно следовать стихотворным размерам, использовать рифмы, высчитывать слоги и, вообще, писать стихи — попробую ответить в следующих постах 🙌🏻😎 а пока можете задать вопросы в комментариях 🙋🏻‍♂️

P. S. Кстатиииии, во всех правилах допустимы прегрешения/исключения)))

Читайте также:

стихи:

Я читаю: