Найти в Дзене
Sunny Blues

История многогрифовых гитар

Оглавление

Когда в 1971 году Джимми Пейдж вышел на сцену со своим двухгрифовым EDS-1275, кто-то воспринял это как новое излишество рок-н-ролла, в реальности же многогрифовая гитара имеет долгую и разнообразную историю, всё началось намного раньше.

Джимми Пейдж
Джимми Пейдж

Возрождение

5 марта 1971 года Led Zeppelin играли концерт в Ольстер-холле в Белфасте, глубоко погружая слушателей в рок-н-ролл. Напомню, что дело было аккурат после выхода Led Zeppelin IV.

Пейдж отыграл Dazed and Confused на своём Fender Telecaster'59, а затем сделал небольшую паузу перед дебютным исполнением Stairway to Heaven. Ему понадобилось время, чтобы поменять гитару. И вот наконец он появился на сцене с позднее ставшим культовым Gibson EDS-1275, чудовищным монстром из семейства SG, у которого из большого корпуса выросли шестиструнный и двенадцатиструнный грифы. С этим зверем в руках Пейдж начал играть знаменитые арпеджио из своего опуса, - так было сделано новаторское гитарное заявление.

Однако с точки зрения фактической конструкции, EDS-1275 был вполне стандартным для Gibson того времени. Он изготовлен из красного дерева и покрашен в ярко-вишневый цвет. Накладки на грифах сделаны из индийского палисандра, а хамбакеры традиционно покрыты никелем.

Корпус - реально более широкий, представлял собой элегантную удобную тонкую С-образную форму, которая идеально ложилась под правую руку Джимми, вся гитара выглядела как поразительно красивое произведение искусства, чувственное, и в то же время немного угрожающее.

Но задолго до того, как двухгрифовый образ укоренился в общественном сознании как крутой, использование такого инструмента было связано с настройками и практичностью.

Гитара позволила таким музыкантам, как Пейдж, легко переключать два инструмента в течение песни, чтобы иметь возможность играть разные партии. Теперь Gibson EDS-1275 стал синонимом как Пейджа, так и Stairway, но история гитар с несколькими грифами уходит корнями далеко за пределы ее появления на заре хард-рока.

Генезис гитар с несколькими грифами расцвёл задолго до 20 века. Чтобы разобраться в появлении этой легендарной идеи, нужно вернуться на три столетия назад.

Джимми Пейдж
Джимми Пейдж

Генезис

Улица Rue des Arcis находилась в Париже на правом берегу Сены. Это было старинное престижное место; ещё в 14 веке на улице проживало множество священнослужителей Нотр-Дам де Пари, а также зажиточные ремесленники. Позднее, в середине 1600-х годов, здесь жил Николас Александр Вобоам II, или просто Александр Вобоам, сын знаменитого художника Рене Вобоама, создателя одной из самых выдающихся гитар в стиле барокко в эпоху Возрождения.

Возрождение поощряло все аспекты артистизма. Поэтому и гитары - особенно красивые и хорошо сконструированные, такие как Voboam - стали очень популярными в этот период.

Первоначальная затея Рене постепенно превратилась в семейный бизнес, в котором участвовали Александр и его брат Жан. Сложный дизайн вызывает дополнительный интерес к этим гитарам, а их долговечность привела к тому, что Voboam украшают сегодня музеи во всем мире.

По мере расцвета Возрождения компоненты, составляющие его культуру, особенно музыка, становились всё более экспрессивными и сложными. Сочетание двух инструментов в одном дало возможность сольным музыкантам исполнять более сложные композиции, не меняя инструменты. Что ж, идея явно выдержала испытание временем.

Считается, что Александр Вобоам изготовил одну из самых первых (или первую) гитару с двумя грифами, самая известная из них, существующая и поныне, датируется 1690 годом, хотя возможно, что несколько других гитар с двумя грифами он сделал ещё раньше.

Конструкция была довольно простой: берется гитара Voboam с пятью двойными струнами, и к ней прикрепляется гитара Voboam меньшего размера, также с пятью двойными струнами. Гитара меньшего размера расположена выше, чем основная гитара, что позволяет играющему на ней легко переходить от одного строя к другому.

Двухгрифовая гитара Voboam
Двухгрифовая гитара Voboam

Однако концепция многогрифовых инструментов началась отнюдь не с гитары. Многие арфы и лиры были укомплектованы дополнительным грифом, на который натягивались гитарные или басовые струны. Условно говоря, гитара с двумя грифами - это одна из самых молодых разработок в области струнных инструментов с несколькими грифами.

1938 Gibson EH-150
1938 Gibson EH-150

Возрождение

Мультигрифовый Voboam просуществовал несколько веков без каких-либо существенных изменений. И только в конце XIX века производство гитар с несколькими грифами стало более бурным и креативным, поскольку промышленная революция серьезно расширила диапазоны технологических возможностей.

Гитаристы хотели использовать в своих композициях низкие ноты, которых не было на простой гитаре с пятью или шестью струнами. Такие потребности привели к появлению разных модификаций с несколькими грифами, в том числе гитары Schrammel, контргитар с несколькими грифами, один из которых был заточен под басовые струны, и в результате такие модели распространились по всему континенту.

Гитара Schrammel, пожалуй, самая ранняя из известных бас-гитар с несколькими грифами; выпущена примерно на 200 лет раньше Rickenbacker 4080/12 Гедди Ли (Rush) и Shergold Modulator Майка Резерфорда (Genesis).

Контргитара
Контргитара
Rush, 1977
Rush, 1977

Модернизация

В 19 веке на американском рынке хорошо пошла многогрифовая харп-гитара, совместившая идею гитары и арфы.

Харп-гитара
Харп-гитара

Американские фолк-музыканты сочли этот инструмент весьма полезным для себя, а позже и незаменимым - поскольку громкость и возможности настройки великолепно вписали его в коллективы с банджо, мандолинами и обычными шестиструнными гитарами.

Инструменты с несколькими грифами постоянно модернизировались и выпускались в различных модификациях, причём некоторые из них были оснащены частями от мандолины и лютни для ещё более динамичного диапазона звучания.

На заре 20-го века, когда в Америке стали популярными джаз, водевиль и американские авторы-исполнители, они принесли с собой стил-гитарную музыку, культвировавшуюся на Гавайях. По мере того, как популярность такого инструмента росла, Gibson разработал стил-гитару с двойным грифом, позволившую расширить её возможности. Такие девайсы стали первыми электрическими гитарами с двойным грифом, доступными на рынке.

Своеобразные приёмы гавайской музыки - игра со слайдом, резкие скачки громкости, мелодичные даббл-стопы - были заимствованы первыми кантри-музыкантами и сыграли решающую роль в развитии хонки-тонка и кантри-блюза. В течение следующих нескольких десятилетий новые стили быстро развивались, но Вторая мировая война изменила американскую культуру, сместив производственный фокус Америки с потребителей на армию.

Гитаристы из разных кантри-групп заказывали у Лео Фендера и Пола Бигсби различные версии двухгрифовых гитар для сценических выступлений. Неповторимая модель для Грэди Мартина, созданная Бигсби, является, пожалуй, наиболее ярким представителем этого периода мультигрифовой эволюции.

Бигсби Грэди Мартина
Бигсби Грэди Мартина

Хотя эффектный внешний вид мульти-грифа проявился с момента его создания, только после американизации этого инструмента его внешний вид начал превращаться в преднамеренный элемент шоу.

Джо Мапхис и Джонни Уикс перед шоу раскладывали свои яркие игрушки на сиденьях театра. Позже, в середине 60-х, Элвис Пресли приобрел себе двухгрифовый Gibson.

Элвис
Элвис

Кульминация

Первоначально Гибсон выпускал EDS-1275 6/12 с 1963 по 1968 год. Одну из них в 1964 году купил Джон «Чарли» Уитни из британской прогрессив-рок-группы Family, гитара была орехово-коричневого цвета. Уитни постоянно использовал EDS до конца 1960-х годов, и это привлекло внимание молодого Джимми Пейджа.

Когда позже Пейдж купил EDS-1275 6/12, снятую к тому моменту с производства, он сказал: «Я видел одну из таких в Family. Помните Family? У того парня было два грифа».

Последующий успех альбома Led Zeppelin IV в сочетании с триумфом Stairway to Heaven во многом добавил смелости Пейджу в плане имиджа, и его верный EDS-1275 стал одним из центральных элементов иконографии рок-н-ролла. Сам образ гитары с двумя грифами стал воплощением всего рок-н-ролла, его излишества и магнетизма, смелости и нестандартности.

 Рик Нильсен
Рик Нильсен

Джимми Пейдж вдохновил целое поколение рок-звезд на то, чтобы они последовали его примеру: Эйса Фрейли (Kiss), Алекса Лайфсона (Rush), Дона Фелдера (Eagles), Стива Миллера (Steve Miller Band) и многих других. Многие пошли еще дальше - помпезный инструмент фирмы Hamer Рика Нильсена с пятью грифами олицетворяет самые безрассудные идеи этой концепции.

Стив Миллер
Стив Миллер

Но вернёмся к тому, с чего началась статья. После того, как Zeppelin отыграли свой дебют Stairway to Heaven в Ольстер-холле, Пейдж отложил EDS-1275 и сел на стул с акустикой в руках для другого дебюта, Going To California. И пока Роберт Плант пел о страдающей любви под аккомпанемент Пейджа, могучий двухгрифовый Gibson сидел сложа руки, наслаждаясь тем восхищением, в котором пребывала толпа фанов.

Потребовалось почти 300 лет, чтобы мультигриф вышел из неизвестности и вторгся наконец в мейнстрим. И с тех пор мультигрифовая гитара стала иконой, а ее дальнейший путь эпохальным.

Подписаться!

Читать также: