В садик я никогда не ходила. Поэтому когда встал вопрос о том, кто будет следить за мной дома, пока родители на работе, бабушка приняла решение уйти на пенсию с завода, на котором проработала почти 40 лет. Таким образом, в дошкольном возрасте я преимущественно воспитывалась бабушкой — маминой мамой.
Командир в семье и отличная хозяйка, строгая и настойчивая, смелая и решительная, вспыльчивая, но отходчивая, часто громогласная и весёлая по натуре, простая в мыслях и словах и очень трудолюбивая. Всегда была собой, не пытаясь казаться лучше, чем есть. Она, пройдя нелёгкий жизненный путь, смогла стать по-настоящему любящей бабушкой.
Непростая судьба моей бабушки. Ни детский дом, ни война, ни вдовство не сломили её
И совсем другую модель поведения и другой характер я наблюдала у мамы. Более мягкая и ранимая, обидчивая и добрая. Тоже вспыльчивая, но долго переживающая. Нестрогая и находящаяся под влиянием бабушкиных решений и мнений почти всю жизнь. Помню, что до школы мама меня ни разу не наказала. Всегда была против того, чтобы заставлять меня есть, что делала бабушка. И заступалась за меня, когда бабуля на меня сердилась.
Бабуля приучила меня серьёзно относиться к еде, потому что знала, что такое голод
И вот когда мы впервые готовились стать родителями, я была почти уверена, что стану такой же мамой, какой была моя мама в моём детстве. Но те, качества, которые произрастали во мне, как в родителе, когда дочка уже родилась и подрастала, удивляли и расстраивали меня. Не такой мамой я видела себя и хотела быть.
Оказалось, что помимо любви и доброты, я могу дарить ребёнку много других эмоций, не всегда позитивных. Оказалось, что быть строгой требовательной мамой для меня естественно и я просто не понимаю, как в моём случае может быть иначе. Оказалось, что моя любовь не делает моё терпение безграничным и в отличии от своей мамы, я считаю правильным и уместным наказывать ребёнка даже раннего возраста за плохое поведение. Оказалось, что держать в себе негативные эмоции по отношению к ребёнку в некоторые моменты мне просто невозможно. Оказалось, что всегда разговаривать с ребёнком только на правильном литературном языке я не могу, мне ближе простая речь, наполненная яркими эпитетами и красочными, но порой грубоватыми словечками.
Временами мне казалось, что я ужасная мать. Могу накричать на ребёнка и наказать, постоянно что-то требую и заставляю. Мне хотелось быть такой милой и доброй мамой, а не получалось. Я постоянно была собой недовольна и испытывала ощущение, что всё в моём материнстве пошло не по плану. И я долго и мучительно переживала это, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации.
И только после рождения четвёртого ребёнка я поняла, что та модель материнства, к которой я стремилась изначально, для меня просто недоступна. По какой причине сложно сказать, но это факт. Но это не делает меня плохой мамой, просто не такой, какой я представляла изначально. И после этого осознания появилось и принятие себя как мамы такой, какая я есть.
Я поняла, какие именно свои негативные качества я хочу изменить и стала работать в этом направлении. Да, глобальных изменений не произошло, но по мелочи я училась и до сих пор учусь быть лучше ради тех людей, которых я люблю.
Да, я строгая и требовательная во многих вопросах. Но это не отменяет заботы, любви и нежности, когда в выходной день по 30-40 минут с утра мы по очереди обнимаемся с детьми в кровати, а потом ещё многократно за день. Я очень люблю обниматься с детьми и они это тоже очень любят. Да, я вспыльчивая и порой резкая в словах. Но это не отменяет того, что в любой трудной ситуации я готова выслушать их и прийти на помощь. Да, я бываю иногда ворчливой, дотошной и занудной. Но это не отменяет того, что вместе с детьми я часто балуюсь, дурачусь и шучу. Это происходит естественным образом. Но если поразмышлять, то, возможно, это немного компенсирует и помогает нейтрализовать мою ворчливость, которая мне так в себе не нравится.
Пару лет назад я заметила, что стала чуть мягче с детьми. Всё-таки максимально строгой матерью я была, пожалуй, первые пять лет своего материнства. А сейчас временами накажу, а потом вижу, что ребёнок раскаивается или пытается исправить ситуацию, я и отменяю наказание. Вот такая вот непоследовательность стала прослеживаться. Недавно после очередного "косяка" старшая дочка сказала мне в разговоре: "Мама, ты же сердишься сильно и быстро, но не долго, а потом всегда прощаешь нас". А когда дети говорят мне, что я добрая мамочка, не из лести или желания что-то получить, а просто так, я всегда удивляюсь. Сама себе я такой уж доброй не кажусь.
"Да ты копия бабушка", — как-то в расстроенных чувствах сказала мне мама. И с возрастом я поняла, что и в самом деле и по характеру, и по стилю воспитания детей я и правда похожа на бабулю. Но не вижу в этом повода для расстройства. Да, я не стала той мамой, которой хотела быть в начале своего материнства. Но я приняла себя ту, которая я есть сейчас. Потому что только после принятия можно стать по-настоящему свободным и счастливым.
Читайте далее:
1. Всю жизнь думала, что я поздний ребёнок. Но в 34 года осознала, что это не так
2. Я всегда хотела быть мамой двух детей. Зачем тогда стала многодетной?