Русская Мона Лиза. Так называют портрет молодой Александры Струйской кисти Федора Рокотова – самый знаменитый женский портрет 18 века. Почти 250 лет она восхищает и очаровывает зрителей.
Более того, юная Александра с портрета стала музой поэта Николая Заболоцкого.
Вот его знаменитые строки стихотворения "Портрет":
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Удивительно, но сама героиня была не в восторге от портрета, приказала повесить его в дальнюю темную комнату. Она даже не предполагала, что именно этот, по ее мнению невзрачный, портрет, будет в полной мере оценен потомками.
Что же касается 18--летней Сашеньки Струйской. Не взирая на странности мужа, она была верной женой и приветливой хозяйкой. Родила 18 детей, в том числе 4 пары близнецов. Взрослого возраста достигли лишь 8 из них.
Она дожила до 85 лет, пережив мужа на 42 года.
Странный муж
Муж Александры, Николай Струйский, неоднозначная личность. Его холерический темперамент вводил в недоумение соседей и гостей. Но это не все странности.
В своем имении он упражнялся в стрельбе, заставляя крепостных бегать в качестве живых мишеней. Еще одно пугающее крестьян развлечение барина – обязанность участвовать в его придуманных преступлениях. Струйский сам все организовывал, сам вел «расследование», дознание и зачитывал приговор. Иногда дело доходило до пыток и наказаний, если назначенный преступник артачился и не хотел "признаваться в содеянном".
И этот же Николай Еремеевич слагал в стихи свои мысли и многочисленные признания в любви жене. Стихи откровенно слабые, в том числе по оценкам современников.
Державин написал о нем такую эпитафию:
"поэт тут погребен по имени Струя, а по стихам - болото".
Но в своем имении, в Рузаевке, в собственной типографии на дорогой бумаге роскошными шрифтами он печатал свои вирши. Не для продажи, а для раздаривания родным и знакомым. Сейчас это библиографическая редкость. Не за стихи, а за уникальность печати.
Возможности типографии были уникальными для своего времени. Поэтому все новые издания, свои и чужие, отправлялись в подарок Екатерине II. Вид у них был настолько презентабельный, что книги и отдельные сочинения становились предметом гордости императрицы перед иностранцами.
Императрица благоволила Струйскому. И, кстати, узнав о ее смерти Николая Еремеевича хватил удар, от которого он так и не оправился и вскоре умер.
Портрет его жены
Струйский громко и помпезно восторгался своей женой. Но так и не раскрыл ей своего секрета. Оказывается, перед Александрой всегда был портрет еще одной любви ее мужа.
В ранней молодости Николай Еремеевич был женат, но в 20 лет остался вдовцом. Желая оградить вторую жену от приступов ревности, Струйский просит Рокотова видоизменить портрет его первой жены, Олимпиады Сергеевны, с которым не мог расстаться.
Так появляется «Портрет неизвестного в треуголке».
И поверх женского платья - мужской камзол, на голове – треуголка. Только лицо оставлено без изменений, оно по-прежнему юное и женственное.
Такое открытие было сделано после исследования картины в рентгеновских лучах на современном оборудовании. До этого долгое время считалось, что неизвестный с картины – внебрачный сын Екатерины II и Григория Орлова Алексей Бобринский. Рокотов писал его еще младенцем.
Из крепостных в императорские живописцы
Федор Степанович Рокотов родился в 1730-х годах. Он был не то внебрачным сыном князя Репнина, не то крепостным. Но одарен был необычайно. Получившего свободу юношу заметил и взял под покровительство фаворит Елизаветы Петровны граф Шувалов.
Граф, основатель академии художеств, помог Рокотову переехать в Петербург. Юношу ждала сначала учеба в кадетском корпусе, потом в Академии художеств.
Шувалов дал уникальный шанс 20-летнему художнику – написать портрет наследника престола, будущего императора Петра III. Результат – великолепная работа. И назначение Рокотова придворным живописцем.
Коронационный портрет Екатерины II кисти Рокотова – одно из немногих парадных полотен мастера.
В течение 30 лет художник писал всех и вся в Москве, иногда это были целые семьи. Недостатка в заказчиках у художника не было, даже не смотря на особенную, туманную манеру исполнения портретов.
Рокотов не любил помпезности парадных портретов. Вместо блеска драгоценностей и роскоши нарядов художник предпочитал уделять внимание показу внутреннего мира моделей. Отсюда ускользающая красота и недосказанность. Размытость линий и загадочность полувзгляда и полуулыбки.
ТО, чем так восхищает и Мона Лиза.
С помощью нейросети мы оживили портреты.
Любите историю и путешествия? Читайте и смотрите на нашем канале:
* Подземелья московского Кремля: что там скрывают и почему не пускают
* 4 картины с опасной репутацией: гений автора или судьба
* Замуж за престол: участь и судьба "русских" императриц - видео с ожившими через нейросеть портретами
Оцените 10 лучших статей 2020 года или выберите историю, интересную именно вам в первом рубрикаторе
* Все публикации канала "Фишки и шишки опытного туриста"
Понравилось - ставьте палец вверх.