Большинство детей дошкольного возраста чаще поддерживают тесную эмоциональную связь с мамой, в силу многих обстоятельств: постоянное общение, начиная с момента рождения ребенка, грудное вскармливание, материнская опека.
Современные мамы, даже несмотря на занятость, чаще возятся с малышом, купают, укладывают спать, читают книжки и поют песенки. А вот контакт с отцом в большинстве случаев у дошкольников менее тесный – более искренние и теплые взаимоотношения завязываются часто уже в школьном возрасте (особенно у мальчиков – на почве общих интересов, тем для разговора, совместных занятий спортом или поездок за город, на рыбалку и т.д.). Но, как показывает практика, в трудный для дошкольника период, когда ребенок вынужден постоянно узнавать какие-то дополнительные стороны и явления окружающего мира и адаптироваться к ним, ему как никогда нужна папина поддержка и любовь. А сами папы не всегда понимают важность и ответственность момента – и тогда возникают такие ситуации, при которых папа выполняет в семье роль скорее «строгого начальника», который не воспринимает капризы и желания ребенка всерьез, считая того еще маленьким и несмышленым.
Функция отцовского воспитания в этом случае часто сводится к наказаниям и нравоучениям в случае, если ребенок провинился. Поэтому, чтобы не допустить такого сценария, маме ребенка необходимо с самого начала дать отцу ребенка понять, насколько важным для ребенка является внимание, уделяемое ему обоими родителями. И мальчикам, и девочкам всегда интересно поговорить с папой, поиграть с ним, пойти с ним на прогулку. Но дети еще не умеют так быстро и легко налаживать контакт, как взрослые, хотя могут стремиться к этому ничуть не менее сильно. Поэтому инициатива должна исходить от отца: именно он должен предложить ребенку поучаствовать в игре, послушать сказку, пойти на прогулку, вместе порисовать.
Важно, чтобы папе также было интересно подобное времяпровождение – ребенок чувствует, когда папа действительно заинтересованно и со всем вниманием общается с ним, а когда – просто «отбывает повинность», потому что «жена попросила». Кроме того, существует категория пап, которые считают детские игры несерьезным, пустым занятием – и на этом основании отказываются принимать в них участие. Таким мужчинам необходимо объяснить, что любая игра имеет для ребенка большое значение.
Во время игры ребенок познает мир, учится осваивать социальные роли, знакомится с главными правилами жизни общества; именно через игру он выражает свои эмоции, снимая таким образом стресс. Поэтому в процессе игры ребенку важно ощущать поддержку родителей и их готовность помогать ему, ассистировать, выполнять определенные игровые роли. Если у отца не получается тратить много времени на игры с ребенком – например, в силу плотного рабочего графика, можно как минимум ежедневно смотреть с ребенком мультфильмы, или выходить на короткую прогулку – времени это отнимет минимум, а положительных впечатлений малышу доставит массу.