Профессиональная деятельность педагога невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
Инструкция: вооружитесь ручкой и листочком (ну или пишите ответы в телефоне:) ), внимательно прочитайте вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. Рядом с ответом, есть цифры - баллы, по окончанию теста сосчитайте их и определите какой же у вас стиль педагогического общения.
1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:
А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.; 2
Б) говорить Вам только то, что захочет сам; 3
В) оставлять свои мысли и переживания при себе. 1
2. Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:
А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение; 3
Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах; 1
В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями. 2
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сего дня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?
А) похвалите его и всем детям покажете его работу; 2
Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня; 3
В) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!» 1
4. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?
А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами; 2
Б) не обратите на него внимания; 1
В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе. 3
5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?
А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются; 3
Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; 2
В) займетесь своими делами (записи, проверка и пр.) 1
6. Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:
А) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания; 1
Б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; 2
В) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом. 3
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его; 2
Б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; 3
В) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину. 1
8. Как Вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие; 3
Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; 1
В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом. 2
9. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?
А) сказали бы: «Ну и не надо!»; 1
Б) заставили бы выполнить работу; 2
В) предложили бы другое задание. 3
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; 2
Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет; 1
В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь. 3
Все вопросы позади, осталось подвести итог :)
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 балла – склонность к авторитарному стилю;
10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения.