Найти в Дзене
Закрытая книга

За что многие не любят Лукьяненко: как жадность «сгубила» гениального писателя

Когда-то Сергей Лукьяненко был любимым писателем всего постсоветского пространства, а его книги имели мировое признание, но потом... Потом что-то пошло не так.
Уже не первый год (и даже уже не первое десятилетие) его популярность стремительно катится под откос, а самого автора стало «модно» ругать за... Да, в общем-то, за всё. Виновата же как всегда оказалась жадность, которая и «сгубила фраера» (хотя дело и не только в ней). За сим предлагаю рассмотреть все этапы эволюции и деградации, а заодно понять, что именно пошло не так).\ [> Кстати. Вы — на канале «Закрытая книга». Подпишитесь, если не трудно — не только потому что рекомендации сейчас мертвы, но и потому что на канале уже есть много интересных статьей о книгах. <] Рывок к успеху Лукьяненко стал одним из немногих писателей, чья карьера не только «совпала с», но и началась благодаря развалу СССР с последовавшими девяностыми. Страна рассыпалась на куски, бушевала мода на зарубежную литературу, сметая всё на своём пути, но, как
Оглавление

Когда-то Сергей Лукьяненко был любимым писателем всего постсоветского пространства, а его книги имели мировое признание, но потом... Потом что-то пошло не так.
Уже не первый год (и даже уже не первое десятилетие) его популярность стремительно катится под откос, а самого автора стало «модно» ругать за... Да, в общем-то,
за всё.

Виновата же как всегда оказалась жадность, которая и «сгубила фраера» (хотя дело и не только в ней). За сим предлагаю рассмотреть все этапы эволюции и деградации, а заодно понять, что именно пошло не так).\

[> Кстати. Вы — на канале «Закрытая книга». Подпишитесь, если не трудно — не только потому что рекомендации сейчас мертвы, но и потому что на канале уже есть много интересных статьей о книгах. <]

Рывок к успеху

Лукьяненко стал одним из немногих писателей, чья карьера не только «совпала с», но и началась благодаря развалу СССР с последовавшими девяностыми.

«Мчится наш поезд вперёд, где тормознёт — чёрт знает...»
«Мчится наш поезд вперёд, где тормознёт — чёрт знает...»

Страна рассыпалась на куски, бушевала мода на зарубежную литературу, сметая всё на своём пути, но, как известно, таланту море по колено. Наряду с Лукьяненко на той же «мутной волне» вышел, скажем, не менее успешный в своё время Владимир Васильев.

Незамедлительному и «рывковому» успеху мешала лишь общая нестабильность ситуации в стране: стоило заключить договор с одним издательством, как оно уже растворялось в неизвестности. Подобное могло повториться не один раз.

Тем не менее, вопреки судьбе он стал одним из немногих признанных писателей постсоветского пространства, а «Рыцарей сорока островов» и дилогию «Линия грёз» даже переводят на ряд иностранных языков, что для того времени было нонсенсом.

Мировое признание

Но настоящий успех наступил в 1997-1998 годах. Именно книги, написанные в этот период времени принесли ему не просто признание, а признание международное.

Из архива. Вручение Лукьяненко высшей Немецкой Фантастической Премии в 2005 году.
Из архива. Вручение Лукьяненко высшей Немецкой Фантастической Премии в 2005 году.
  • «Лабиринт отражений» — моя любимая книга вообще, оказавшая огромное влияние на всю отечественную литературу в целом, хотя изначально и задумывалась как нечто более нишевое.
    Отсылки на неё — «хороший тон», встречающийся у многих и многих отечественных фантастов, особенно — грезящих о виртуальных мирах.

[> Что удивительно — на бумаге трилогия стоит дешевле, чем все три книги в онлайне (хотя электронный вариант и немного выгоднее, если брать по моей ссылке). Логика? Какая логика? <]

-4
  • А «Ночной дозор» — и вовсе перевернул мировое представление о целом жанре «городского фэнтези», создав его таким, каким мы его знаем сейчас, о чём у меня была отдельная статья — категорически советую почитать, как закончите эту.
И снова, кстати, та же ситуация: на бумаге книгу продают на 40 рублей дешевле, чем электронную версию.
Что-то странное творится...

Оба этих цикла активно перепечатываются и в наши дни, их перевели на все главные языки мира, а Лукьяненко стал на тот момент единственным отечественным автором, которого знали, любили и уважали на Западе (потом его «потеснит» на пьедестале Акунин, но это будет уже потом, и вообще — это совсем другая история).

«Конвейер»

И в этот момент товарищ Лукьяненко понял, что западные «долла́ры» куда приятнее отечественных «деревянных», особенно в условиях дефолта и галопирующей инфляции.
А это значит что? Правильно,
ещё один «дозор». И ещё. И ещё.

Это даже не половина того, что вышло в серии. И даже не треть. И даже не четверть.
Это даже не половина того, что вышло в серии. И даже не треть. И даже не четверть.

Да, первые книги были хорошими. Но это не отменяет того факта, что писательство превратилось в «конвейер», а не-«дозорные» книги стали, хм-м...

  • «Геном» и «танцы на снегу» — книги сами по себе хорошие, но ориентированные на западного читателя.
    То есть для моих, например, глаз — довольно-таки вторичная космоопера, переполненная грубой похабщиной и тупейшими «типа моральными типа дилеммами», которую вытягивает лишь отличный язык.
  • А «Черновик» и «Чистовик» заслуживают отдельного обзора и стали бестселлерами в СНГ, но Запад их не принял, так что «многологии», задел на которую там Лукьяненко явно оставил мы не увидели.
    Не поняли буржуи шутку про «Оболонь».
  • «Конкуренты»... Гениальная идея, позорное исполнение. Если вы хотите что-то похожее, только лучше на порядок — советую присмотреться к циклу Антона Текшина «Размороженный». Категорически советую от себя лично, скоро будет рецензия.

«Жадность писаку сгубила»

2012 стал «рубиконом».
Годом, после которого автор окончательно и общепризнанно «скатился».

Уже не такой молодой. У̶ж̶е̶ ̶н̶е̶ ̶т̶а̶к̶о̶й̶ ̶т̶а̶л̶а̶н̶т̶л̶и̶в̶ы̶й.
Уже не такой молодой. У̶ж̶е̶ ̶н̶е̶ ̶т̶а̶к̶о̶й̶ ̶т̶а̶л̶а̶н̶т̶л̶и̶в̶ы̶й.

Поняв, что успех, похоже, не повторить — упор был сделан на «дозоры», продолжавшие приносить разноцветные бумажки со всего мира в ужасающих количествах, и с серией начали происходить удивительные метаморфозы:

  1. Во-первых — как водится, каждое следующее продолжение было хуже предыдущего
  2. Во-вторых — Лукьяненко начал откровенно «торговать правами» на серию. Отслюнявь денег, отстегни процент, и ваяй свою нетленку в этом мире, получив ключ к западной аудитории.
    Качество у подобных «нетленок», естественно, было и есть довольно рандомное, а их отношение к лору и миру «НД», мягко говоря, спорно.
  3. Ну и в третьих — началась активная торговля правами на экранизации прошлого творчества. В противовес гениальным «дозорам» 2004-2005 года — эти фильмы, мягко говоря, сомнительны своим качеством.
    Не трожьте «Лабиринт», нехорошие поцы!!!

Кроме того имели место быть некие мутные «межавторские проекты» и попытки переизобрести фэнтези обычное (заведомо обречённые на провал), но о них я даже говорить не хочу, настолько там всё плохо.

Конец немного предсказуем

И вот — мы здесь. Что имеет место на середину 2021?

  • «Дозоры» — превращены в ориентированный на Запад конвейер, такой себе «Assassin's creed» от мира книг.
  • Вне-«дозорные» книги Лукьяненко, мягко говоря, посредственны и вторичны, а автор явно ищет не вдохновения, а новую «дойную корову», ибо «Дозоры» умирают медленно, но неотвратимо.
Фото из открытых источников (потому что я никогда это не куплю)
Фото из открытых источников (потому что я никогда это не куплю)

«Шестой позор» (приглядитесь, там ведь так и написано) стал последним гвоздём в крышку гроба.

-8

Короче говоря — я уже не питаю особых надежд. Исписался человек, и всё никак не может понять, что всех денег мира не заработать.
Что будет дальше? Скорее всего — ничего хорошего.

Разве что где-то в глубине души всё ещё светится угольком надежда, что «Лабиринт отражений» получит-таки полноценную третью часть.
А вдруг?

Понравилось и хотите распространить — делаем репост в свои соцсети, в условиях отключения рекомендательной системы ваш рассказ друзьям о моём канале — его единственный шанс продолжить существование.
По комментариям —
читаю всех, на самое «зацепившее» — отвечаю.
Если канал вам совсем неравнодушен —
поддержите меня копейкой на книги. Категорически обещаю, что ни на что другое, помимо книг эти деньги не пойдут.