«Утро красит нежным светом…» - с такими словами вылез из машины один из гостей мероприятия, прибывший к шапочному разбору. Вылез, вытащил футляр с баяном, объявил про утро и тут же отправился к столу. Было это, как нетрудно догадаться, во всяком случае людям взрослым, помнящим еще времена СССР, в День международной солидарности трудящихся, получившим позже другое название – День Весны и Труда, то есть 1 мая. Ну какие ассоциации с Первомаем? В первую очередь – это, конечно, дача, либо лоно природы, костерок и шашлычок. Все остальное индивидуально, посему перечислять, загибая пальцы, второе, третье и т.д. не буду. Лучше расскажу все как было. И теперь уж начну с самого начала. Местные любители рыбной ловли в количестве чуть более сорока человек отметили Первомай весело и относительно… тихо. Они соревновались. Нет, речь шла не о том, кто выше, сильнее, ловчее, а кто удачливее. Ведь в соревнованиях по рыбной ловле удача один из решающих моментов на пути к победе. Затем уже идут прикормленные места, снасти, наживка, направление и сила ветра, время ловли и прочее, прочее, прочее. Премудростей в этом деле много, ничуть не меньше, чем рыбацких правдивых рассказов, которыми любят делиться рыболовы всех мастей.
Однако, начать надо, наверное, с того, как я узнал о соревнования. Ларчик просто открывался – с помощью всеми известного телефонного мессенджера. Мне пришло приглашение в виде фотографии рукописного положения о соревнованиях по рыбной ловле на поплавочную удочку. Прислал сей документ председатель правления Черняховского общества охотников и рыболовов Сергей Сокол. В конце документа стояла приписка: «При себе иметь продленный рыболовный билет». Приглашение я, разумеется, принял, посетовав в ответ, что не имею рыболовного билета. Ни продленного, ни просроченного. Впрочем, это не стало для меня препятствие в плане посещения, упомянутых соревнований – ибо меня приглашали в первую очередь, как летописца, а не рыбака.
Сбор участников, согласно положению, был назначен на шесть часов утра 1 мая. Местом проведения организаторы объявили водоем №5 на улице Чапаева нашего славного Черняховска. Собственно, это почти в конце улицы, напротив автобусной остановки. С другим озером его разделяет дамба. Второе озеро в данное время осушено с целью чистки. Затем, после того, как оно вновь заполнится водой, в него планируют запустить рыбу. Как сказал Сергей Сокол: «Если все получится, то мы планируем сделать его карповым». Но вернемся на берега озера, ставшие местом проведения соревнований на поплавочную удочку.
Накануне силами членов ЧООиР берега водоема, поросшие самосадом и замусоренные (не будем искать виноватых), были вычищены. Мусор собран и вывезен, самосад вырублен и выпилен. Из стволов были «нашинкованы» пеньки, из которых охотники и рыболовы, принимавшие участие в субботнике, соорудили «дикую» мебель для отдыха – пеньки-столики, пеньки-стульчики, чтобы народ мог культурно провести досуг на берегу озера, а заодно и порыбачить. Мебеля простояли одну ночь. Наутро их и след простыл. Таинственная сила унесла все пеньки в неизвестном направлении. Смешно? Да, не очень. Старались для людей, и в первую очередь для тех, кто живет окрест. А вышло, что те, для кого старались ударно поработали в ночную смену и растащили пеньки по закромам. Ну, да бог с ними. Вернемся к рыбалке.
Утро выдалось в тот день замечательное. Одним словом – Первомайское. На лазоревом покрывале неба светило желтое майское солнышко, периодически стыдливо прячась за кучеряшки белоснежных облаков. Ветерок был настолько слаб, что почти не ощущался. Вставать ни свет, ни заря для меня не проблема. Я даже успел плотно позавтракать и быстренько отправился к контрольной точке, с которой меня должен был подобрать автомобиль с главным организатором соревнований за рулем. «Нарисовавшиеся» вскоре за окном авто берега озера красноречиво говорили, что там готовится мероприятие. На залитом тем самым нежным светом берегу выстроился ряд иномарок. Растяжка между двух деревьев с красочной картинкой, дымок от костра, стол регистрации с трепещущим на слабом ветру знаменем общества охотников и рыболовов, а главное уже «забронированные» и, вероятно, заранее прикормленные рыболовами места: все это говорило само за себя – к соревнованиям народ подготовился основательно. В зеркало водной глади озера опрокинулось утреннее небо с пролетающими по нему птицами. Создавалось впечатление, что по воде плывут кораблики.
Участники соревнований выступали в трех категориях – юниоры, женщины, ну и, конечно же, мужики, снисходительно и несколько покровительственно поглядывавшими на представителей двух других категорий. Толкая перед выстроившимися рыболовами проникновенную, торжественную и отчетную речь, председатель общества Сергей Сокол с приятным удивлением подчеркнул: «На сегодняшний день, нас уже, я имею ввиду рыболовов – членов нашего братства, имеющих на руках членский билет, уже чуть более четырехсот человек! И это не может не радовать. А сегодня наше содружество увеличивается еще на одного человека». Для получения членского билета из строя по приглашению Сергея Сокола вышел мальчик одиннадцати лет – Богдан Чугунов. Эх, сколько же счастья было в глазах мальчишки, когда ему торжественно при взрослых дядьках, умудренных рыболовным опытом, вручили по сути первый в его жизни документ. Кстати, страсть к рыбалке Богдану привил, по его словам, дядя Вадим, с котором мальчик и ловил в тот день рыбу. Папа же, который также присутствовал на соревнованиях, отнес себя не к рыбакам, а к рыбоедам. Между прочим, Богдан не самый младший участник, были там и другие юниоры. Но об этом чуть ниже.
После построения, торжественной речи и напутствия был дан старт соревнований. На часах была половина седьмого утра. Продлиться они должны были до десяти. Забегая вперед скажем, что завершились они по просьбе самих участников на полчаса раньше. Повлияло на это два фактора – ветер, вдруг ставший совсем не дружелюбным, сильным и холодным и практически полное отсутствие клева. А может еще и аромат, что распространял котел с булькающей в нем ухой.
После того старта участники быстро разошлись по своим местам. Юниоры же в основной массе своей сделали это еще быстрее, то есть рысцой. Особенно припустил к прикормленному месту новоиспеченный член общества Богдан Чугунов. Рыболовы притихли, а организаторы и помощники, в числе которых числились медик, ветеринар и даже почему-то педагог также занялись делом. Поскольку выше перечисленные помощники были представительницами слабого пола, их задачей стала нарезка овощей для ухи. Подготовка овощной составляющей рыбацкого супа шла споро и сопровождалась обсуждением как местных, так сказать локальных новостей, так и глобальных – мировых. Ничего не попишешь – ведь это была кухня на природе, а где как не на кухне поговорить о новых законах, политике и экономике. Непосредственно готовил уху один из егерей общества Александр Мозговой. Эх! Неправильно сказал – не готовил, а колдовал над ней! По его словам – уха была по-болгарски, без костей. К слову, дома я перелистал всю имеющуюся у меня кулинарную и около кулинарную литературу, включая многочисленные монографии мэтра Вильяма Похлебкина, а также двух немецких авторов, выпустивших в свет в семидесятых годах своеобразный альманах «Приятного аппетита» о кухнях мира, и знаете так и нашел такого рецепта. Впрочем, какая разница, есть рецепт или нет. Уха была отменной – янтарного цвета, с красными пятнами моркови, нежной мякотью речной рыбы и яркой зеленью петрушки и укропа. Не спрашивайте рецепт, ибо я не очень внимательно наблюдал за процессом. Скажу только, что рыба готовилась в специальной сетке, когда же глаза у нее побелели, что является признаком ее готовности, рыбешку вынули из бульона и жахнули туда мелко крошенный репчатый лук вместе с корнеплодами. Рыбу же отдали дамам и они, используя вилки, занялись ювелирной работой (рыбка-то была мелковатой) – отделили мясо от костей. Всё, всё! Прекращаю кулинарную тему. Возвращаемся к основной – соревновательно-рыболовной.
Без четверти десять раздался сигнал, ознаменовавший окончание соревнований. Рыболовы подтянулись к месту регистрации, где происходило взвешивание. Подведение итогов сопровождалось шутками и прибаутками, веселыми комментариями и поеданием ухи. Что ж, давайте посмотрим, сколько кто наловил и что за это получил. Помимо грамот, были кубки, медали, за призовые места еще были подарки – удочки, катушки и налобные фонарики. Начнем с основной категории. Тут я особо весом не интересовался. Первое место занял Дмитрий Знаенко, вторым по удачливости стал Андрей Зарубин, а завершил тройку лидеров Андрей Савченко. Первое и единственное место среди женщин заняла Марина Шумейко, натягавшая рыбки общим весом в 395 граммов. Кстати, Марина активно помогает обществу в организации музейной комнаты на втором этаже их штаб-квартиры. Получив грамоту, кубок и подарок, рыбачка в ответ навесила на Сергея Сокола в качестве ответного подарка ожерелье из вяленной рыбы. Кроме этого грамотами за участие были награждены Варвара Казанцева и Елена Олучина. Причем Елена умудрилась совместить ловлю с участием в приготовлении ухи. Ну а у юниоров первым стал, уже упомянутый Богдан Чугунов, улов которого потянул на 200 граммов. Кстати, папа его, по-моему, радовался победе сына больше, чем он сам. Следующим стал восьмилетний Сережа Бондаренко, который пришел на соревнования в сопровождении бабушки. Он наловил 130 граммов серебристой рыбешки. Третье место у Дениса Гераничева. Улов, как видите, ну совсем скромный, но ведь не в нем же дело. Дело в прекрасном отдыхе, хорошем настроении, прекрасной компании и огромном заряде бодрости, который получили все участники соревнований. Ждем следующих соревнований, которые общество планирует провести в ближайшее время на знаменитом Летчиском озере. И как говорится: «Ни хвоста, ни чешуи!», а кто не знает - отвечать принято: «К водяному тебя, я купаться иду!».