Компания Disney знавала взлёты и падения. Было время, когда диснеевская магия надоедала зрителям. Например, в 1985 году “Чёрный котёл” едва не разорил студию. Создание мультфильма обошлось в $44 млн, а в кино “Котёл” собрал всего $21 млн. Если учесть расходы на рекламу и долю кинотеатров, то понятно, почему этот мрачный мультфильм стал чёрной страницей в истории диснеевской анимации. Если бы не финансовый успех “Кто подставил кролика Роджера” дочерней диснеевской студией Touchstone Pictures и сверхприбыльный выпуск классических мультфильмов Disney на кассетах, кто знает, может быть, диснеевский “Ренессанс” так и не случился бы - аниматорам просто-напросто сократили бы финансирование. В истории студии Ренессансом называют 1990-е, когда были сняты уже ставшие классикой мультфильмы-мюзиклы: “Русалочка”, “Красавица и чудовище”, “Аладдин”, “Король лев”, “Мулан” и другие. Все эти великие мультфильмы 1990-х сейчас превращают в посредственные фильмы. У нас есть своя версия, почему так происходит. Начнём издалека.
Неприкасаемые
Анимация - долгий, трудоёмкий и дорогой процесс. Зато хорошие мультфильмы не только приносят миллионы долларов, но и не устаревают, ну или, во всяком случае, не так быстро стареют, как художественные фильмы, и могут зарабатывать на каждом новом поколении. Диснеевской “Белоснежке” в этом году исполнится 84 года, но язык не повернётся дать ей больше 35. В компании Уолта Диснея прекрасно знали об этой особенности диснеевских мультфильмов и регулярно выпускали свои “сокровища” в повторный прокат (примерно каждые 5-8 лет). Мультики показывали такой хороший результат в повторном прокате, что, когда наступила эра домашнего видео, студия составила список “неприкасаемых”, мультфильмов, которые никогда не будут выпущены на кассетах, то есть увидеть их можно будет только в кино. В список пошли все главные хиты - “Спящая красавица”, “Книга джунглей”, “Питер Пэн”, “Бэмби” и др. “Неприкасаемых” позже всё-таки выпустили на VHS, но сделали это так, чтобы не потерять ни цента.
Диснеевский сейф
Сначала мультфильм снова выпускали в прокат. Затем он появлялся ограниченным тиражом на VHS, но заламывали за него такую цену, что кассеты покупали только богачи и пункты видеопроката. Спустя время на большие праздники в продаже снова появлялись кассеты с заветными мультиками, но уже по нормальной цене. По телевидению и в газетах сообщали, что продажи продлятся недолго - успейте приобрести, прежде чем мультик снова отправится в легендарный диснеевский сейф, хранилище самых главных сокровищ студии - полнометражных мультфильмов. И так повторялось с каждым мультфильмом из “неприкасаемых” по несколько раз. Эта хитрая схема оказалась очень прибыльной. На дисках мультфильмы тоже регулярно переиздавались: золотая, платиновая, бриллиантовая коллекция. Как же заставить людей покупать один и тот же фильм снова и снова? Если кассеты истирались, то на дисках изображение не портится. Как быть? Сопроводить мультфильмы уникальными дополнительными материалами. Эта схема тоже работала, диски расходились, как горячие пирожки.
Как грамотно заработать на шедевре
Это всё к тому, что компания Disney способна развести любого попавшего к ней в руки джинна не на три, а на тридцать три желания. Эта компания умеет считать деньги, что, конечно, не делает их продукт менее качественным и менее любимым народом. Каждый мультфильм из сформированного в 1980-хи дополненного в 1990-х списка “неприкасаемых” проходит ряд обязательных преображений, каждое из которых приносит дополнительную прибыль. Вот что можно сделать с классическим мультфильмом помимо того, что мы перечислили выше: именной аттракцион (в обратную сторону тоже работает. Тому пример “Пираты Карибского моря”), мюзикл, анимационный телесериал, несколько продолжений для домашнего видео, выпуск в формате IMAX и в 3D. Не так давно к ним прибавилась новая стадия - игровой ремейк.
Дорогая, но эффективная реклама
Все эти ремейки получились как на подбор посредственные и прибыльные. К созданию картин привлекают выдающихся режиссёров: Тим Бёртон снял "Дамбо", Кеннет Брана снял "Золушку", Гай Ричи снял "Аладдина", Роберт Земекис снимает игрового "Пиноккио". Однако фильмы всё равно получаются безликими.
Анимационную магию в кино передать не получается. Создатели берут лучших актёров, делают самые дорогие декорации, самые правдоподобные спецэффекты, воспроизводят фильм чуть ли не по кадрам, а всё равно не то. Сочные диснеевские краски сменились невзрачными компьютерными эффектами. Да, эти фильмы собирают больше миллиарда, но поклонники мультфильмов от них плюются, оценки на агрегаторах рецензий у них невысокие. Дело в том, что это всего лишь дорогая реклама мультиков, а реклама и не должна быть лучше того, что она рекламирует. Это очередное напоминание новому поколению о том, чей Аладдин правильный, какое Чудовище и какая Красавица канонические, кто придумал эталонные версии главных мировых сказок. Это ещё повод лишний раз заработать на игрушках по мотивам мультфильмов.
Угодить всем и не угодить никому
Эти фильмы выходят, чтобы зритель не забывал настоящую классику. И совсем не важно, какими будут эти фильмы, зрители всё равно пойдут на них в кино. Взрослые поведут детей, а потом дома обязательно покажут им мультфильм, который лучше. Поклонники мультиков пойдут в кино, чтобы сравнить, и, вернувшись домой, пересмотреть оригинал, который лучше. Борцы за социальную справедливость тоже пойдут, чтобы увидеть, как Disney проводит работу над ошибками - первый персонаж гей в "Красавице и чудовище", сильная и независимая Жасмин в "Аладдине", чернокожая Русалочка, азиаты играют азиатов в "Мулан".
С новым "Мулан", кстати, вышла комичная история. Студия так старалась всем угодить, так надеялась на мощный китайский прокат, но в итоге только всех разозлила. MeToo-воины добились того, что капитана Ли Шанга, возлюбленного Мулан, убрали из сценария (потому что нельзя заводить романы на рабочем месте). Это разгневало фанатов мультика и, как ни странно, ЛГБТ-сообщество. Американцев разозлило, что исполнительница роли Мулан не поддерживает протесты в Гонконге, и что фильм снимали рядом с уйгурскими лагерями, а в титрах есть благодарность китайскому правительству. Поклонники оригинала также остались недовольны тем, что в фильме нет песен и дракончика Мушу. Китайцам не понравились слишком стереотипные китайцы в картине. Как студия ни старалась всем угодить, а "Мулан" при бюджете в $200 млн собрал $66,8 млн (правда, в провале ещё и пандемия виновата). Но это неважно, потому что плохой фильм по мультику - прекрасный повод пересмотреть хороший мультик, оформив подписку на Disney+ или купив диск.
А вам нравятся игровые ремейки диснеевской классики?
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты 🤗