Найти тему
Johnny Catmans Music Hearts Club Band

Одиссея Queen. Самый Переоценённый Альбом Группы (Часть III).

Brighton Rock
Автор:
Брайан Мэй

Мы попадаем куда-то на ярмарку – и веселье, похоже, в самом разгаре. Бьет колокол и выздоровевший Брайан наперевес с «Red Special» идёт в атаку, в то время как его коллега по группе, Роджер Тейлор, неспешно разминает мускулы при помощи нескольких отличных сбивок, заставляющих одобрительно кивать головой в такт. Незаметно к делу подключается Джон Дикон, ну а последним появляется Фредди Меркьюри, в лицах разыгрывающий весьма любопытную сценку, в которой некие Джимми и Дженни признаются в любви друг другу и делятся житейскими проблемами. Меня не покидает ощущение, что пресловутые Джимми и Дженни - это Джим Моррисон из The Doors и Дженис Джоплин. Ну а почему бы и нет? Легко и непринужденно переходя от фальцета к басу, Фредди пересказывает их диалог, после чего следует фирменный «королевский» припев, который вполне мог бы оказаться на любой из первых двух пластинок, после чего на сцене появляется «Red Special» и один из её конструкторов, решивший запечатлеть на записи все возможности своего детища. Дженни и Джимми куда-то пропадают, а «Red Special» как будто бы срывается с цепи и одно великолепное соло сменяется другим великолепным соло во мгновение ока.
Корнями своими
«Brighton Rock» уходит еще во времена Smile, то есть в шестидесятые – тогда она еще называлась «Blag» и мало чем походила на то, что открывает «Sheer Heart Attack». Всё дело в том, что с шестидесятых Брайан Мэй сложа руки не сидел и постоянно совершенствовался в игре на гитаре. «Red Special» вообще по идее не должна была стать его основным инструментом – кудряшка Мэй думал, что это временный вариант и рано или поздно он купит «Fender Stratocaster» как у Джимми Хендрикса и задаст жару. Жару Брайан задал, да только вот «Fender Stratocaster» ему оказался и даром не нужен, ибо, как ярко показывает «Brighton Rock», «Red Special» обладала собственным уникальным звучанием, которое трудно спутать с другой гитарой. Вместо медиатора, кстати, Брайан довольно часто пользовался монетой достоинством в шесть пенсов – всё дело было в рубцах на ребре, которые резонировали со струнами и давали необычный звук. Ну а соло в «Brighton Rock» из наработок в «Blag» стремительно развивалось во время первых концертов Queen – исполняя «Son & Daughter» с первого альбома Мэй во время шоу перетягивал на несколько минут внимание на себя и самозабвенно играл то, что было вдохновлено Святой Троицей гитарного рока Англии шестидесятых – то есть такими ребятами как Джимми Пейдж, Джефф Бек и Эрик Клэптон.
Ну а вишенкой на торте можно назвать использование в
«Brighton Rock» гитарной примочки «эхоплекс», благодаря задержкам и повторам который мы слышим в композиции не одного Брайана Мэя, а целых трёх!
В качестве памятника возможностям
«Red Special» трудно найти более подходящую песню!
И еще: первоначально она должна была войти на
«Queen II», однако группа никак не могла придать композиции форму, потому она и появилась на «Sheer Heart Attack».

Killer Queen
Автор:
Фредди Меркьюри

Очень похоже на то, что Black Queen с предыдущего альбома к концу 1974-го решила выйти в свет и дать всем прикурить, став при этом обольстительной Killer Queen. А ведь всё начиналось с симпатичной мелодии, которую Меркьюри наиграл больному Мэю в студии «Rockfield». Играет, значит, Фредди, на пианино, а Брайан лежит, слушает и думает:
- Чёрт, мне настолько плохо, что я даже не могу встать и подыграть ему! Группе, наверное, придётся продолжать без меня.
Лукавил этот любитель звёзд и самодельных гитар, ой как лукавил! Хотя может и не лукавил. В любом случае его соло здесь – выше всяких похвал.
Но это я несколько забегаю наперёд! А ведь сама по себе песня просто отличная, можно с полной уверенностью сказать, что это фирменный стиль
Меркьюри! Сильный битловский привкус нисколько не портит общее впечатление – Фредди сделал из этой песни самую настоящую оду куртизанке из высшего света, так что невозможно обвинить его в слепом подражании таким шедеврам МакКартни как «Fixing A Hole» и «When I’m Sixty Four».
- «Killer Queen» из тех вещиц, где сначала появился текст. Такую и Ноэл Коуард мог бы спеть. Она про девушку вроде той из фильма «Кабаре» - в котелке и в чёрных чулках, - рассказывал о создании песни Меркьюри.
Для справки:
«Кабаре» - фильм с Лайзой Минелли в главной роли и одна из самых любимых лент Меркьюри. Ноэл Коуард – известный британский драматург, славящийся двусмысленностями и недосказанностями в своих пьесах. Помимо этого песня просто нашпигована отсылками и намёками – в тексте присутствуют и любитель кукурузы Никита Сергеевич Хрущёв, и Кеннеди, и Мария Антуанетта, и даже элитное шампанское «Моэт И Шандон».
В общем и целом слова излишни: песня вышла в октябре 1974-го синглом и заняла вторую строчку британского хит-парада. Почему только вторую? Да потому что проклятый
Дэвид Эссекс, кумир неполовозрелых особей, занял первое место с какой-то песней, название которой я сейчас даже и не вспомню.
Но! Второе место – это тоже хорошо. Даже очень. Особенно для молодой группы. Предоставим слово
Брайану Мэю:
- «Killer Queen» стала поворотным моментом нашей карьеры. Эта песня наилучшим образом выразила наше направление в музыке и была большим хитом, который был так нужен нам, как символ нашего признания и успеха. Знаете, мы сидели без гроша в кармане, впрочем, как и многие другие рок-группы, бившиеся на грани выживания. Мы все существовали в своих лондонских каморках, совсем как остальные команды.
Ну а что же наши «любимые» критики, ругающие на чём свет стоит два первых альбома? О, они сменили гнев на милость, ибо тоже не смогли устоять перед очарованием
«Killer Queen». Однако группе их похвала уже была ни к чему – их признала широкая публика. А это дорогого стоит.
С удивлением вспоминаю те времена, когда не любил
«Killer Queen» - мне она казалась чересчур сложной и напыщенной. Но было давно. И неправда. Щелкну я, пожалуй, пальцами семь раз – да и затяну бессмертные строчки про элитное шампанское!

Tenement Funster
Автор:
Роджер Тейлор

- Поначалу я увлекся сочинением песен в качестве хобби. Меня нельзя назвать профессионалом этого дела. Хотя и меня порой посещает муза. Но я ведь не Пол МакКартни - проснулся и сочинил до завтрака песню, - рассказывал как-то в интервью барабанщик Queen.
Да,
Роджер, всё правильно! Ты пока что не профессионал, но ты уже во второй раз портишь альбом откровенно невзрачной и дурацкой композицией! Я не знаю, кто разрешал Роджеру до «A Night At The Opera» вставлять свои песни в альбомы! «Tenement Funster» жутко скучна, и звучит так, словно Тейлору нечего было делать, и он написал песню про то, что его соседей достали его пластинки с рок-музыкой, а сам он такой крутой и на постой тусит с цыпочками. Это моя самая нелюбимая композиция на альбоме и я не вижу в ней ровным счётом ничего хорошего.
Плохо,
Тейлор, садись. Кол. А ведь какое начало хорошее у альбома было! Что ж ты всё поганишь на первых альбомах, белобрысая ты морда?

Flick Of The Wrist
Автор:
Фредди Меркьюри

Тейлор напортачил – а Меркьюри взял и исправил. Грубо, но правда – Фредди вначале обманывает нас лёгкими фортепианными пассажами, а затем хмурится, достаёт рапиру и идёт в наступление. На кого? Ну, поначалу понять трудно, кто же на этот разозлил мистера Меркьюри, но если поразмыслить, то можно прийти к выводу, что это гневная тирада направлена в адрес кого-то из братьев Шеффилдов. Почему бы и нет? Queen к тому времени уже добились успеха, а всё продолжали ютиться в каких-то каморках и сидеть на мизерном жаловании, пока боссы «Trident» стригли капусту. А может это и не о Шеффилдах вовсе? Может это об отношениях сутенёра и проститутки? Или вообще о трудностях совместной жизни, где один из партнёров доводит другого до белого каления?
Не надо быть столь самонадеянными – никто и никогда не сможет объяснить то, что закладывал в свои песни
Меркьюри. Лучше просто отдаться во власть испанских риффов и опереточных многоголосий. Мне так думается, что надо просто расслабиться и получать удовольствие.
Хотя насчёт расслабиться – это я погорячился, ибо
«Flick Of The Wrist» едва ли способствует этому. Что ж, можно хотя бы получить удовольствие. Что я и делаю, когда слушаю её.

Lily Of The Valley
Автор:
Фредди Меркьюри

Логичное и закономерное продолжение «Nevermore» с «Queen II». Еще пару минут назад Меркьюри метал гром и молнии, а теперь вот бродит по сказочной долине с ландышем в руках и задает ему вопросы, на которые прекрасный цветок едва знает ответы. Сам Меркьюри, впрочем, тоже едва ли знает ответы на свои вопросы, поэтому обращается к Нептуну, владыке морей. Это не особо помогает, вот Фредди и уходит куда-то вдаль, продолжая задавать риторические вопросы под нежные аккорды пианино.
Некоторые любят
Фредди за голос. Некоторые за харизму. А я люблю его за мастерское умение создавать контрасты. Вот он в гневе и жалуется на какого-то пройдоху, который выжимает из него новые мелодии. А вот уже бродит с ландышем по какой-то забытой Богом долине и мечтательно философствует.
Кто еще в роке мог так необычно всё выстроить? Ну разве что
Леннон, МакКартни да Уотерс с Гилмором. Других не припоминаю.

Now I’m Here
Автор:
Брайан Мэй

Это вторая моя нелюбимая песня на этом альбоме. Что в ней хорошего? Ничего, ровным счётом ничего! Обычный такой рокешник, ничем не выделяющийся. И даже любопытные звуковые эффекты не в силах сделать её хоть немного интереснее. По собственному признанию, Брайан написал «Now I’m Here» в больнице, перед операцией. Ну, это хотя бы отчасти объясняет абсолютную серость и невыразительность этой композиции – плохо себя чувствовал человек, вот и написал неудачную песню. Я еще понял бы, если бы подобную лабуду записали бы Sweet или кто-либо еще из героев глэм-рока, который к тому моменту уже начал потихоньку увядать. Увы, но это Queen.
И самое удивительное для меня состоит в том, что выпущенная на сингле в 1975-ом эта композиция умудрилась занять десятое место в хит-параде Британии! Как-то так.
Нет, я не шучу. Это и в самом деле очень неудачная песня. И она закрывает первую сторону
«Sheer Heart Attack», увы.

Часть I

Часть II

Часть IV