Музей Атлантик расположен у южных берегов острова Лансароте на Канарском архипелаге. Он стал первым подводным музеем в Европе и на Атлантическом побережье (в оригинале Museo Atlantico). Музей представляет собой удивительное зрелище. Экспозиция, выставленная на дне океана никого не оставит равнодушным. Сотни бетонных человеческих фигур покоятся в водах Атлантического океана, привлекая туристов и морских обитателей.
Скульптуры находятся на дне океана на глубине от 12 до 15 метров в районе курорта Плайя-Бланка (Playa Blanca). Общая площадь территории, на которой находятся статуи, около 2500 м².
Создатель подводного парка скульптур Джейсон де Кайрес Тейлор
Джейсон де Кайрес Тейлор - британский художник, Джейсон не только скульптор, но и дайвер. Все скульптуры, по утверждению автора, выполнены из экологически безопасного бетона, рассчитанного на сотни лет. Он избегает использования металлов, потому что они подвержены коррозии и загрязняют окружающую среду, закрепив за собой звание защитника морской флоры и фауны.
Итак, погружаемся в искусство
Всего в музее экспонируется более 300 фигур, они объединены в художественные инсталляции, иллюстрирующие те или иные философские идеи. Скульптуры установлены на мелководье, их хорошо видно с обычных лодок. Жуткое, и в тот же момент завораживающее зрелище.
Основные инсталляции подводного музея:
«Человеческий круговорот» (The Human Gyre)
Пожалуй, самая большая инсталляция - «Человеческий круговорот» (The Human Gyre). Здесь больше 200 человеческих фигур свалены в круг, создавая сюрреалистичный круговорот из человеческих тел, что в целом призвано символизировать зарождение жизни в воде и её зависимость от океана. Круговорот состоит из различных моделей всех слоёв общества.
«Плот Лампедузы» (The Raft of Lampedusa)
Это ссылка на картину Теодора Жерико «Плот Медузы» и на современную проблему, которая затрагивает Европу, — массовая эмиграция населения – беженцы пускаются в длительные путешествия на ненадежных плавсредствах, рискуя своей жизнью.
«Пересечение Рубикона» (Crossing The Rubicon)
Масштабная композиция состоит из 35 человеческих фигур, идущих к входу в подводной стене. Это своеобразная граница между реальностями и точка невозврата. Возможно это символичный вход в Атлантический океан. Стена простирается на 30 метров в длину и 4 метра в высоту. В ней только один прямоугольный дверной проём. Стена представляет собой памятник абсурда, ненужный барьер, который можно обойти с любой стороны. Эта скульптурная композиция говорит нам, что на самом деле в мире нет границ, все границы — просто условность. Человечество не имеет право разделять океаны, атмосферу и дикую природу. Мы часто забываем, что все мы являемся неотъемлемой частью живой системы планеты, и в ответе за окружающую среду.
«Качели» (Deregulated)
Выглядит это обычными детскими качелями, на которых резвятся подводные бизнесмены в костюмах. Композиция демонстрирует безумство и высокомерие денежного мира в отношении природы.
«Портал» (The Portal)
Здесь вы увидите гибридную животно-человеческую скульптуру, которая смотрит в большое квадратное зеркало, символизирующее движущуюся поверхность океана. Композиция изображает воду в воде. Это как бы портал в другой мир. Сюда подплывают осьминоги, мелкая рыба и морские ежи.
«Гибридный сад» (Hybrid Garden)
Эти скульптуры представляют собой слияние природы и человека. Присмотритесь, статуи наполовину человеческие, наполовину кактусы.
«Бессмертный» (Inmortal)
Скульптура состоит из бетонных палок и представляет собой традиционный погребальный костёр. Прототипом стал местный рыбак с острова Ла-Грасиоса, на северном побережье Лансароте.
«Отключенные» (Disconnected)
Пара, которая делает селфи, заставляет нас думать об использовании новых технологий и побуждает нас заглядывать внутрь себя. Скульптура символизирует современную зависимость от социальных сетей и сосредоточенность на себе, а не на том, что нас окружает.
«Фотографы» (Photographers)
Здесь всё гораздо прозаичнее, это обычные фотографы, которые являются символами современного мира новых технологий.
«Лодочники» (Los Jolateros)
Композиция изображает группу детей на латунных лодках, называемых «jolateros». Это своеобразная метафора о возможном будущем наших детей и о том, как трудно плыть по жизни на хрупкой и неустойчивой лодке.
Так Джейсон Тейлор изобразил своё понимание изменения климата, что человечество движется вслепую к точке, откуда нет возврата.
Продолжаем путешествие по первому в Европе подводному музею Atlantico
P.S. Подводный музей — это не просто утопленные неподвижные статуи, это статуи самых разных людей, живущие в коралловых рифах. По мнению Тейлора, это должно стать живым подтверждением того, что вмешательство человека в жизнь природы далеко не всегда разрушительно. Museo Atlantico, среди прочего, предназначен для увеличения морской биомассы и объявлен биосферным заповедником ЮНЕСКО.
Чтобы посетить этот впечатляющий и жуткий музей, вам нужно взять
напрокат снаряжение для подводного плавания в некоторых местных магазинах дайвинга на Лансароте и отправиться на экскурсию с группой.