Найти тему
Половинка Луны

Почему Сулейман не женил Ибрагима на своей сестре

Сами османские султаны охотно заключали династические браки вплоть до середины 15-го века, но вот женщин своей династии «на сторону» не отдавали, по крайней мере, в источниках не находится таких примеров. Вместо этого дочерей и сестёр османской династии женили на подданных султана, пусть те и занимали высокие посты. Как указала Лесли Пирс, такой брак повышал положение чиновника, создавал уникальную личную связь с монархом, был знаком особого расположения султана.

Среди всех визирей и слуг Сулеймана никто и никогда не пользовался такой благосклонностью, как Ибрагим.

Венецианцы наградили его эпитетом «дыхание и сердце султана», он был осыпан бесчисленными милостями: самые красивые дворцы, лошади, драгоценности, одежды, рабы и верблюды, которые по своему великолепию соответствовали только султану.

И возникает закономерный вопрос:

Первая причина одновременно и простая, и логичная:

к 1523 году, когда Ибрагим вознёсся до небывалых высот, у Сулеймана уже не было незамужних сестёр.

Селим Явуз, Отец Сулеймана, сам воспользовался возможностью получить связи и лояльность нужных людей, выдав за них своих дочерей. Лучше всего это иллюстрирует пример Хатидже. У меня есть видео о ней:

Итак Хатидже-султан, вопреки тому, что показали в сериале, к 1524 году разменяла уже четвёртый десяток, была уже дважды замужем.

Фатьма-султан, другая старшая сестра Сулеймана, тоже была в возрасте близком к тридцати и тоже была во втором браке

Бейхан (год рождения и личность матери спорные) за визиря Ферхада-пашу выдал или Селим, или сам Сулейман вскоре после того как стал султаном.

Шах-султан в 1523 году вышла замуж за Лютфи-пашу.

Скорее всего, были другие сёстры, например Хафса-султан (есть запись о её браке в 1511 году) и Шехзаде-султан. Но сведений о них очень мало, возможно, это другие имена Хатидже.

Конечно, могли поискать кого-то из более дальних родственников семьи. Но в этом не было нужды. Женитьба Ибрагима на женщине по имени Мухсине была очень хитрым шагом, ярким доказательством власти Султана Сулеймана.

Я поясню, почему:

Султан мог кого угодно сделать Великим Визирем, но назначение само по себе не наделяло человека статусом и авторитетом. Для многих, Ибрагим по-прежнему не был частью правящей элиты, в нём всё так же видели раба султана. Потому было крайне важно, чтобы влиятельные люди империи признали метаморфозу Ибрагима.

Кандидатура нашлась быстро - в семье, в которой Ибрагим когда-то был рабом. Искендер-паша и его сыновья - одна из самых выдающихся семей Стамбула того времени: со времен завоевания на протяжении трёх поколений они находились на службе у султанов, в их распоряжении были благотворительные фонды, которые оказывали социальную помощь и строили общественные сооружения.

Согласие на брак с Мухсине, внучкой Искендера-паши, стало знаком того, что эта влиятельная семья забыла прошлое, считает Ибрагима ровней себе и подчиняется воле султана.

Не стоит думать, что это было просто: считается, что Мухсине первоначально ответила отказом, так считала, что такой брак ухудшит её положение в обществе. Но, видимо к 1524 году авторитет молодого султана уже настолько окреп, что даже старые влиятельные элиты не могли ему перечить.

Несмотря на первоначальное нежелание невесты, которое, вероятно, поначалу бросало тень на этот союз, отношения Ибрагима и Мухсине похоже улучшились с годами. В письмах паши чувствуется искренняя привязанность и нежность: «моя дорогая, моя любимая» и «твой возлюбленный Ибрагим, который жаждет тебя». Супруги оставались в браке до казни паши в 1536 году, у них был сын Мехмедшах, который умер очень молодым в 1539 году.

Источник: Ebru TURAN. THE MARRIAGE OF IBRAHIM PASHA