Энтони Фредерик Август Сэндс родился 1 мая 1829 года.
Уже с первой строчки в биографии начинаются проблемы. Во-первых, ни в одном официальном документе не указан его год рождения, вернее подобных записей вообще нет, словно его не крестили, не регистрировали и вообще не рожали. Год рождения указывают, опираясь на запись в каталоге Союза художников Норфолка и Норвича 1839 года, где указано, что автору рисунка «Минерва», с его слов, десять лет.
Во-вторых, фамилия самого Фредерика и всех его ближайших родственников звучала как «Сэндс», позднее ее изменили на «Сэндис». Некоторые исследователи полагают, что это сделали, чтобы намекнуть на родственную связь с семьей лорда Сэндиса. Времена были тяжелые, подобные уловки действительно могли сработать, если применять их где-то на удалении от родовитого псевдородственника или обозначить себя в Новом свете.
Так или иначе, обозримыми благородными корнями Фредерик похвастаться не мог, его дедушка был простым сапожником в Норвиче.
А вот творческая жилка уже пролегла в династической линии. Отец, Энтони Сэндс (1806 -1883 гг.) сперва работал простым красильщиком, со временем, овладел техникой рисунка и стал достаточно востребованным портретистом и жанровым живописцем. Вероятнее всего, именно он контролировал обучение сына, поскольку являлся для него непререкаемым авторитетом. Фредерик учился в норвичской средней школе, в 1846 году поступил в школу дизайна.
В это время государственный проект устройства школ дизайна, которые изначально развивались как учебные заведения при мануфактурах и были реформированы при участии Уильяма Дайса, находился в бюрократической стагнации. Первоначальные реформы, призванные вывести английские товары на передовые позиции на континентальном рынке (читай: обогнать французов и немцев), увязли в бюрократической системе (хозяйственников было значительно больше, чем людей способных генерировать передовые идеи и разрабатывать под них педагогические программы), а до рождения движения «искусств и ремесел» оставалось еще 35 лет. Поэтому в подобных школах учили не столько дизайнеров, сколько технологов, тому как адаптировать творческие идеи под промышленное производство (в части технических возможностей оборудования, скорости внедрения, стоимости производства и т.д.). Другими словами, ученики не придумывали новые конструкции стульев, а учились оформлять уже существующие под нужды заказчика быстро и недорого.
Талант молодого художника был признан Королевским обществом искусств, поэтому путь его стал если не легким, то более-менее перспективным. Но творчество не любит стабильности, поэтому Фредерик женился на Джорджиане Крид. Брак не продлился и трех лет. Такие как Сэндис не размножаются в неволе.
Хотя официального развода так никогда и не случится, его одиночество несколько лет скрашивала цыганка по имени Кеоми Грей. Его модель, которая позировала также Данте Габриэлю Россетти и Симеону Соломону, пока тот еще находился в платежеспособном состоянии. У них родится четверо детей, два сына и две дочери.
В 1862 году ветер изменился и в жизни Сэндиса появилась актриса Мэри Эмма Джонс, известная как мисс Клайв. Она стала его моделью для картины «Магдалина». Этот союз был на редкость крепким, хоть и гражданским. У пары родится более десяти детей, правда носить они будут фамилию Невилл. Мэри будет позировать ему и для картины «Гордая Мэйзи», которая будет закончена в 1867 году. Сэндис посчитает ее настолько удачной, что напишет еще 11 версий этой работы.
Но широкой публике он будет больше знаком не по живописи, а по графике. Фредерик был блестящим рисовальщиком. Полученные в школе дизайна навыки позволили ему сотрудничать с рядом периодических изданий. Его первыми заказами были иллюстрации к местным справочникам, таким как «Птицы Норфолка» или «Древности Нориджа», также в период с 1859 по 1866 гг. он сделал 26 прекрасных авторских работ (гравюр по дереву). У него был истинный талант к проработке мелких деталей, которые резчики смогли бы правильно перенести на деревянную пластину (доску). Для тех кто изучает его творчество, важно знать, что он не делал иллюстраций для книг, только для журналов и газет, поэтому оригиналы его работ можно найти лишь в подшивках периодики того времени в библиотеках.
Был еще один вид изданий, который со временем исчез, но был очень распространен в викторианский период. Это так называемые альбомы для гостиных (Commonplace books). Они представляли собой сборники стихов или других текстов, сопровождаемых иллюстрациями. Нечто среднее между личным дневником и фотоальбомом, похожее на скрапбук. Для иллюстрирования таких альбомов также работал Сэндис.
Благодаря своему таланту гравера он стал близок кругу прерафаэлитов, хоть и история была несколько скандальной. Всем исследователям творчества художника рано или поздно на глаза попадается его карикатура 1857 года на картину Милле «Мечта сэра Изамбры о прошлом у реки» под названием «Ночной кошмар», где в образе самого сэра Изамбры изображен Милле, а в образе детей Россетти и Холман Хант, в чертах лошади прослеживается сходство с Джоном Рёскиным (если кто-то не уловил сходства, то на попе стоит клеймо «JR»). Гравюра вышла анонимно и рисунок сопровождали строчки Тома Тейлора, как и оригинальную работу Милле. Образ едкий, но правдивый, ведь именно Рёскин «вывез» друзей в череде злобных критиков. Кажется, у прерафаэлитов был повод недолюбливать Сэндиса, если не знать одной важной детали. Для большего сходства Фредерик написал Россетти и попросил о встрече. Данте Габриэль пришел в восторг, он говорил, что Сэндис «величайший из ныне живущих рисовальщиков», а Милле утверждал, что художник «стоит двух академиков». С тех пор Сэндис стал постоянным гостем в доме прерафаэлита и полноправным членом круга художников, поэтов и писателей, разделявших идеи братства.
Но как скоро творческие лица сошлись, также скоро они и поругались в 1866 году во время совместной поездки по графству Кент. Дошло даже до того, что Россетти обвинил Сэндиса в плагиате. После 1868 года художник практически отошел от темы средневековья и сосредоточился на том, что в свое время принесло ему славу и покровительство меценатов – карандашным портретам.
В последние годы жизни он ушел в сентиментальную живопись и идеализм, часто пропадал из поля зрения друзей и коллег, иногда его видели в компании Обри Бёрдсли на Риджен-Стрит в Лондоне. Разгульный и невоздержанный образ жизни плохо сказывался не только на его финансовом благополучии, но и на здоровье. Он вообще не отличался внушительностью. По описанию современников, он был высоким и утонченным, с возрастом все больше походил на Дон Кихота. Опрятно одетый, независимо от места и обстоятельств, в безупречном белом жилете и начищенных лакированных сапогах, обаятельный и увлекательный рассказчик, он всегда умел расположить к себе людей и заставить друзей мириться со своими недостатками. Так произошло и с Россетти.
Фредерик Сэндис скончался 25 июня 1904 года в Кенсингтоне, в кладбищенской книге записано, что ему было семьдесят два года.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
- Утро с новым художником в нашем telegram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.