23 подписчика

Лоран Бутонна – эстетствующий пацифист

740 прочитали
Лоран Бутонна – французский композитор и режиссер, автор песен и видеоклипов певицы и актрисы Милен Фармер.

Лоран Бутонна – французский композитор и режиссер, автор песен и видеоклипов певицы и актрисы Милен Фармер. Их имена всегда будут звучать в паре, но эстетика фильмографии Лорана Бутонна заслуживает отдельного внимания.
Лоран Бутонна творил в переломный момент: уже зарождалось новое, малобюджетное кино, отказавшееся от пленки в пользу видеокамер, а на большое кино оказывала значительное влияние клиповая культура с ее быстрым монтажом, полиэкранами, переплетением музыки с хореографией, анимацией и коллажами. Кино вдохновлялось новой эстетикой. Однако для Лорана Бутонна время будто повернулось вспять: режиссер привнес в музыкальные клипы очень многое от традиционного кино, в результате чего его произведения больше тяготеют к короткометражным фильмам, чем к клипам.

В то же время его полнометражные фильмы как будто вовсе лишены духа времени и застыли где-то вне исторического контекста. Провалившийся в прокате Giorgino (1994) совершенно не отвечал духу девяностых годов и лишь позже был оценен по достоинству. Лоран Бутона создает на экране особую киновселенную с перекрестными сюжетами. Стиль режиссера узнаваем, необходимо рассмотреть внимательнее эстетику Бутонна, чтобы выявить характерные для нее черты и основополагающие темы.

Муза

Лоран Бутонна – французский композитор и режиссер, автор песен и видеоклипов певицы и актрисы Милен Фармер.-2

Невозможно говорить о творчестве Лорана Бутонна в отрыве от Милен Фармер. Даже те работы, что были сняты без ее участия, несут в себе отметку отсутствия Милен. После Giorgino (1994) десятилетие работы с другими певицами – творческий застой Бутонна.

В клипах для Натали Кардон он подчеркнуто отходит от своей манеры, пытается попробовать что-то новое, но ничего не получается. Там, где вместе с Милен получались тонкая притча, драма, эротика, теперь царит порнография и пошлость. В работе с Alizee Бутона напротив попытался возродить былую формулу: снова на экране хрупкая девушка, немного готики, куколки и иные приметы детства, но без Милен этот антураж отчаянно не срабатывает. Бутонна даже не ставит свою подпись под этими работами! Пробует снять еще один полнометражный фильм, «Месть бедняка», в нем вроде бы есть все то же, что и в Giorgino (1994), но без рыжей девушки потеряна душа. Жалкая копирка.

И так проходят годы, после чего Бутонна вновь снимает Фармер и, о чудо, будто открывается второе дыхание. В Pardonne-moi (2002) лаконичный черно-белый видеоряд наполнен ощущением воздуха и свободы.

В Pardonne-moi (2002)
В Pardonne-moi (2002)

Бутонна упивается в нем еле-заметными отсылками к своим прошлым работам. Эстетика клипа безусловно напоминает Ainsi soit je... (1988), крупные планы и приближающаяся камера отсылают к Maman a tort (1984), двойная экспозиция и дым в кадре по своему значению очень похожи на Beyond My Control (1992).

 Ainsi soit je... (1988)
Ainsi soit je... (1988)

Лоран Бутонна и Милен Фармер впервые начали совместную работу при съемках довольно провокационного клипа Maman a tort (1984). Большая часть экранного времени отведена крупным планам с Милен, в чем уже видится увлеченность режиссера своей моделью. Милен стала своеобразной Галатеей, из которой Бутонна слепил Белоснежку, капризного ангела, готическую Лолиту, ведьму-оборотня, боксера на ринге и других персонажей. Пожалуй, одна из интереснейших ролей Милен раскрывается в Sans contrefaçon (1987), где актриса предстает в образе ожившей куклы-марионетки, что является почти прямой цитатой к вышеупомянутому мифу.

Любопытно, что какое бы амплуа не подобрал Бутонна для Фармер, в нем всегда будут присутствовать такие черты, как хрупкость, мальчиковатость, невинность, дерзость, жертвенность. Персонажи Милен вновь и вновь подвергаются насилию со стороны антагонистов, но об этом подробнее далее.

Историзм

В первую очередь, Лорана Бутонна узнают по таким клипам, как Libertine (1986), Pourvu qu'elles soient douces (1988), действие которых происходит в восемнадцатом веке.

Libertine (1986)
Libertine (1986)

Роскошные костюмы, постановочные батальные сцены, многочисленные клише – все это Бутона предлагает зрителю вместе с приправой из тонкой иронии. Его клип даже открывается титрами, указывающими на псевдоисторическую достоверность:

18 августа 1757 года. Подразделение армии его величества Георга II под командованием капитана Алека Паркера…

а заканчивается закадровым голосом мальчика, участника и очевидца событий.

Однако Лоран не привязан к 18 веку, его увлекают и другие эпохи. Giorgino (1994) переносит зрителя во времена Первой мировой войны во Франции, в Tristana (1987) вплетается история о Распутине, Jacquou le croquant (2007) происходит во время реставрации Бурбонов, Désenchantée (1991) показывает концлагерь наподобие ГУЛАГА и так далее.

Tristana (1987)
Tristana (1987)

Кажется, что Лорану Бутонна близка форма романа, он тяготеет к литературности Толстого, Бальзака, Теккерея, Гюго. Его клипы кажутся картинками, вырванными из текста большого произведения, несущие в частном черты целого. История для Лорана Бутонна – лишь фон, на котором он пишет свои картины, но от которого всегда готов отказаться в пользу сказки.

Пацифистская сказка

Одной из основополагающих черт творчества Лорана Бутонна является его приверженность сказочности. Но чудеса режиссера причудливым образом вплетаются в канву действительности, иногда через неоднозначные метафоры. Кроме того, Лоран Бутонна – эстетствующий пацифист. Вновь и вновь он сталкивает на экране две противоборствующие силы: красоту и войну. Самыми яркими примерами такого столкновения становятся его полнометражные фильмы.

 Giorgino (1994)
Giorgino (1994)

Giorgino (1994) – символическое изображение ужасов Первой мировой войны. Jacquou le croquant (2007) – ужасы революции и угнетения людей. Каждый из этих фильмов заслуживает отдельного разбора.

 Jacquou le croquant (2007)
Jacquou le croquant (2007)

В работе над клипом Sans logique (1989), Лоран Бутонна воссоздает на экране корриду, действующими героями которой становятся люди. Текст песни повествует об ангельском и дьявольском в человеке, поэтому борьбу двух противоположностей можно рассматривать, как внутриличностный конфликт. В то же время буквальное прочтение клипа не стоит отметать. Бутонна изображает тореадора и «быка» одинаковыми жертвами жестокого зрелища, доставляющего извращенную радость публике. Клип был высоко оценен критиками, нашедшими в нем возможность для множественных интерпретаций.

Sans logique (1989)
Sans logique (1989)

Неоднократно Милен играет хрупких невинных девушек невероятной красоты, которым завидуют и которых ненавидят окружающие. Клип Tristana (1987) воспроизводит сказку о Белоснежке. В Giorgino (1994) Милен предстает в образе душевнобольной, над которой издеваются сначала местные жители в деревне, а затем врачи в психиатрической лечебнице. В Désenchantée (1991) Милен предстает в образе сорванца, которого сначала побивают камнями другие мальчишки, а затем охрана концлагеря. Sans contrefaçon (1987) начинается с того, что кукольника и его марионетку выбрасывают на улицу под дождь. Мотив издевательства здесь также будет играть не последнюю роль. «Happy end» у Лорана Бутонна не случается, все его работы заканчиваются неоднозначным открытым финалом.

Désenchantée (1991)
Désenchantée (1991)

Иногда сказки Лорана Бутонна приобретают готическую окраску, начиная с ранних работ, таких, как Plus grandir (1985). В этом клипе Милен Фармер предстает перед зрителем в образе готической Лолиты, гуляющей с коляской по кладбищу. Кладбище также возникает в Regrets (1991), повествующем о двух влюбленных, разделенных жизнью и смертью. Черный юмор Лорана Бутонна активно проявляется в Giorgino (1994), где режиссер использует не только кладбищенскую символику, но также не брезгует насмешкой над религией.

Plus grandir (1985)
Plus grandir (1985)

Итоги

Итоги своего творчество Лоран Бутонна подвел сам еще в молодом возрасте не хуже музыкальных критиков. Клип À quoi je sers (1989) (в дословном переводе «Зачем я живу») стал сильным высказыванием, объединившим персонажей других работ режиссера в потустороннем пространстве загробной жизни. Именно эту работу можно считать квинтэссенцией творчества Лорана Бутонна: в ней нашли отражение готические мотивы, мифология, «карнавальная» историческая реконструкция и, конечно, главным действующим лицом стала героиня Милен Фармер, пересекающая затуманенный Стикс. Черно-белое изображение подчеркивает присущую режиссеру меланхолию и несет в себе определенный нарратив: клип повествует о личном прошлом Лорана Бутонна.

 À quoi je sers (1989)
À quoi je sers (1989)

Впрочем, хочется верить, что это еще не конец творческого пути столь разносторонней личности, как Лоран Бутонна. Выход клипа N’oublie pas (2018) с Милен Фармер и LP вызывает воодушевление. Лоран вновь снимает красивую историю про двух сестер в присущей ему стилистике. Это уже (еще?) не короткометражный фильм, но есть надежда, что режиссер сумеет удивить нас всех на старость лет.

À quoi je sers (1989)
À quoi je sers (1989)