Лоран Бутонна – французский композитор и режиссер, автор песен и видеоклипов певицы и актрисы Милен Фармер. Их имена всегда будут звучать в паре, но эстетика фильмографии Лорана Бутонна заслуживает отдельного внимания.
Лоран Бутонна творил в переломный момент: уже зарождалось новое, малобюджетное кино, отказавшееся от пленки в пользу видеокамер, а на большое кино оказывала значительное влияние клиповая культура с ее быстрым монтажом, полиэкранами, переплетением музыки с хореографией, анимацией и коллажами. Кино вдохновлялось новой эстетикой. Однако для Лорана Бутонна время будто повернулось вспять: режиссер привнес в музыкальные клипы очень многое от традиционного кино, в результате чего его произведения больше тяготеют к короткометражным фильмам, чем к клипам.
В то же время его полнометражные фильмы как будто вовсе лишены духа времени и застыли где-то вне исторического контекста. Провалившийся в прокате Giorgino (1994) совершенно не отвечал духу девяностых годов и лишь позже был оценен по достоинству. Лоран Бутона создает на экране особую киновселенную с перекрестными сюжетами. Стиль режиссера узнаваем, необходимо рассмотреть внимательнее эстетику Бутонна, чтобы выявить характерные для нее черты и основополагающие темы.
Муза
Невозможно говорить о творчестве Лорана Бутонна в отрыве от Милен Фармер. Даже те работы, что были сняты без ее участия, несут в себе отметку отсутствия Милен. После Giorgino (1994) десятилетие работы с другими певицами – творческий застой Бутонна.
В клипах для Натали Кардон он подчеркнуто отходит от своей манеры, пытается попробовать что-то новое, но ничего не получается. Там, где вместе с Милен получались тонкая притча, драма, эротика, теперь царит порнография и пошлость. В работе с Alizee Бутона напротив попытался возродить былую формулу: снова на экране хрупкая девушка, немного готики, куколки и иные приметы детства, но без Милен этот антураж отчаянно не срабатывает. Бутонна даже не ставит свою подпись под этими работами! Пробует снять еще один полнометражный фильм, «Месть бедняка», в нем вроде бы есть все то же, что и в Giorgino (1994), но без рыжей девушки потеряна душа. Жалкая копирка.
И так проходят годы, после чего Бутонна вновь снимает Фармер и, о чудо, будто открывается второе дыхание. В Pardonne-moi (2002) лаконичный черно-белый видеоряд наполнен ощущением воздуха и свободы.
Бутонна упивается в нем еле-заметными отсылками к своим прошлым работам. Эстетика клипа безусловно напоминает Ainsi soit je... (1988), крупные планы и приближающаяся камера отсылают к Maman a tort (1984), двойная экспозиция и дым в кадре по своему значению очень похожи на Beyond My Control (1992).
Лоран Бутонна и Милен Фармер впервые начали совместную работу при съемках довольно провокационного клипа Maman a tort (1984). Большая часть экранного времени отведена крупным планам с Милен, в чем уже видится увлеченность режиссера своей моделью. Милен стала своеобразной Галатеей, из которой Бутонна слепил Белоснежку, капризного ангела, готическую Лолиту, ведьму-оборотня, боксера на ринге и других персонажей. Пожалуй, одна из интереснейших ролей Милен раскрывается в Sans contrefaçon (1987), где актриса предстает в образе ожившей куклы-марионетки, что является почти прямой цитатой к вышеупомянутому мифу.
Любопытно, что какое бы амплуа не подобрал Бутонна для Фармер, в нем всегда будут присутствовать такие черты, как хрупкость, мальчиковатость, невинность, дерзость, жертвенность. Персонажи Милен вновь и вновь подвергаются насилию со стороны антагонистов, но об этом подробнее далее.
Историзм
В первую очередь, Лорана Бутонна узнают по таким клипам, как Libertine (1986), Pourvu qu'elles soient douces (1988), действие которых происходит в восемнадцатом веке.
Роскошные костюмы, постановочные батальные сцены, многочисленные клише – все это Бутона предлагает зрителю вместе с приправой из тонкой иронии. Его клип даже открывается титрами, указывающими на псевдоисторическую достоверность:
18 августа 1757 года. Подразделение армии его величества Георга II под командованием капитана Алека Паркера…
а заканчивается закадровым голосом мальчика, участника и очевидца событий.
Однако Лоран не привязан к 18 веку, его увлекают и другие эпохи. Giorgino (1994) переносит зрителя во времена Первой мировой войны во Франции, в Tristana (1987) вплетается история о Распутине, Jacquou le croquant (2007) происходит во время реставрации Бурбонов, Désenchantée (1991) показывает концлагерь наподобие ГУЛАГА и так далее.
Кажется, что Лорану Бутонна близка форма романа, он тяготеет к литературности Толстого, Бальзака, Теккерея, Гюго. Его клипы кажутся картинками, вырванными из текста большого произведения, несущие в частном черты целого. История для Лорана Бутонна – лишь фон, на котором он пишет свои картины, но от которого всегда готов отказаться в пользу сказки.
Пацифистская сказка
Одной из основополагающих черт творчества Лорана Бутонна является его приверженность сказочности. Но чудеса режиссера причудливым образом вплетаются в канву действительности, иногда через неоднозначные метафоры. Кроме того, Лоран Бутонна – эстетствующий пацифист. Вновь и вновь он сталкивает на экране две противоборствующие силы: красоту и войну. Самыми яркими примерами такого столкновения становятся его полнометражные фильмы.
Giorgino (1994) – символическое изображение ужасов Первой мировой войны. Jacquou le croquant (2007) – ужасы революции и угнетения людей. Каждый из этих фильмов заслуживает отдельного разбора.
В работе над клипом Sans logique (1989), Лоран Бутонна воссоздает на экране корриду, действующими героями которой становятся люди. Текст песни повествует об ангельском и дьявольском в человеке, поэтому борьбу двух противоположностей можно рассматривать, как внутриличностный конфликт. В то же время буквальное прочтение клипа не стоит отметать. Бутонна изображает тореадора и «быка» одинаковыми жертвами жестокого зрелища, доставляющего извращенную радость публике. Клип был высоко оценен критиками, нашедшими в нем возможность для множественных интерпретаций.
Неоднократно Милен играет хрупких невинных девушек невероятной красоты, которым завидуют и которых ненавидят окружающие. Клип Tristana (1987) воспроизводит сказку о Белоснежке. В Giorgino (1994) Милен предстает в образе душевнобольной, над которой издеваются сначала местные жители в деревне, а затем врачи в психиатрической лечебнице. В Désenchantée (1991) Милен предстает в образе сорванца, которого сначала побивают камнями другие мальчишки, а затем охрана концлагеря. Sans contrefaçon (1987) начинается с того, что кукольника и его марионетку выбрасывают на улицу под дождь. Мотив издевательства здесь также будет играть не последнюю роль. «Happy end» у Лорана Бутонна не случается, все его работы заканчиваются неоднозначным открытым финалом.
Иногда сказки Лорана Бутонна приобретают готическую окраску, начиная с ранних работ, таких, как Plus grandir (1985). В этом клипе Милен Фармер предстает перед зрителем в образе готической Лолиты, гуляющей с коляской по кладбищу. Кладбище также возникает в Regrets (1991), повествующем о двух влюбленных, разделенных жизнью и смертью. Черный юмор Лорана Бутонна активно проявляется в Giorgino (1994), где режиссер использует не только кладбищенскую символику, но также не брезгует насмешкой над религией.
Итоги
Итоги своего творчество Лоран Бутонна подвел сам еще в молодом возрасте не хуже музыкальных критиков. Клип À quoi je sers (1989) (в дословном переводе «Зачем я живу») стал сильным высказыванием, объединившим персонажей других работ режиссера в потустороннем пространстве загробной жизни. Именно эту работу можно считать квинтэссенцией творчества Лорана Бутонна: в ней нашли отражение готические мотивы, мифология, «карнавальная» историческая реконструкция и, конечно, главным действующим лицом стала героиня Милен Фармер, пересекающая затуманенный Стикс. Черно-белое изображение подчеркивает присущую режиссеру меланхолию и несет в себе определенный нарратив: клип повествует о личном прошлом Лорана Бутонна.
Впрочем, хочется верить, что это еще не конец творческого пути столь разносторонней личности, как Лоран Бутонна. Выход клипа N’oublie pas (2018) с Милен Фармер и LP вызывает воодушевление. Лоран вновь снимает красивую историю про двух сестер в присущей ему стилистике. Это уже (еще?) не короткометражный фильм, но есть надежда, что режиссер сумеет удивить нас всех на старость лет.